wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Category:

О казаках-характерниках

Каюсь, до последнего времени я мало о них знала - так, слышала название и всё. Между тем, это  воины, отличавшиеся особым боевым мастерством и сверхчеловеческими способностями. Называли их казаками-характерниками, именно они составляли воинскую элиту Запорожской Cечи. Считается, что характерники являлись наследниками многовековых ведических знаний волхвов, которые подверглись жестоким преследованиям после принятия новой веры князьями Киевской Руси. Их будто бы не брали ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной.\





Откроем Вики: "Характе́рник (укр. характерник, химородник, галдовник, заморочник) — наименование ведуна, целителя, духовного наставника в Запорожской Сечи, который занимался не только ведовством или гаданием, но и лечением раненых казаков, их психологической и физической подготовкой, о чём говорят различные свидетельства очевидцев, украинских народных легенд и парафраз."

Ну а вот старинное свидетельство о характерниках:
"– Да что ж это за характерник, дедушка?
– Характерник бывал человек очень разумный и знал всякую всячину; его и пуля не брала, и сабля не рубила; у него на всё было средствие и способ, на всё хорошее слово и польза. Характерники знали все броды, все плавы по Днепру и другим речкам; характерник из воды выводил сухого и из огня мокрого, у них была лыцарская совесть и добродушие... Вот что были характерники.

Писатель Евгений Гребёнка.
Роман «Чайковский», 1843 г.
 Ну а теперь сохраню себе ту информацию, которой поделилась со мной anna_elaro

Вот, к примеру, Аполлон Скальковский (1808-1899) — русский историк и архивист, писал, что характерников "никакое огненное оружие, ни пуля, ни пушка (гармата) убить не может", и что, если им то понадобится, они могут заворожить каких угодно сторожей так, что "никто из них не услышит и не увидит ни одного казака [...] и тогда уж они берут, что хотят и возвращаются на Сечь"
Андрей Чайковский (1857-1935) ; украинский писатель и доктор права, адвокат в Галичине, интересовавшийся народными пересказами, описывал характерника,"сверхчеловека, которого пуля не берёт, и который самого чёрта умеет одурачить и заставить служить себе" (сразу вспоминается Гоголевский кузнец Вакула ).
Николай Костомаров (1818-1885)историк и этнограф, тоже характеризовал характерника, как ">чародея, которого пуля не берёт", а Владимир Голобуцкий (1903-1993) тоже историк, упоминал в работах, что они "были заговорены от пуль и сабли"
.
Характерникам же приписывалось умение наводить морок, или «омману», на врага колдовскими чарами. В своей книге «Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875–1905 гг.» Я.П. Новицкий приводит легенду о битве турок с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: турки порубили друг друга.

Согласно многочисленным преданиям характерники могли навевать и различные видения.

В 1638 году казаки-характерники принимали участие в обороне Говтвы, украинского села от коронного войска польского, о чём сохранилась запись капеллана поляков Шимона Окольского: "Тысячами посадили на валах людей, пушки (гарматы) разложили на шанцы, сотнями обсадили башни и ворота, по высоких крышах посадили чародеев и волшебниц, чтобы наблюдали оттуда и заклинали на меткую стрельбу, воздух и огонь".
Помимо этого им приписывают колоссальные умения: останавливать кровь, заговаривать боль, могли лечить даже самых безнадёжных, ловить пули голыми руками, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимыми, гипнотизировать, появляться в нескольких местах одновременно и вызывать панический ужас у врагов, так, что те бежали с поля битвы. Они умели видеть будущее и событие, которые происходят за сотни километров, влияли на сознание людей и природу, находили клады и буквально выходили сухими из воды.
При всех этих способностях их очень редко можно было застать в открытом бою.
Известны имена конкретных казаков-характерников, которые после разрушения Сечи не ушли с Великого Луга — который сейчас целиком покоится на дне Каховского водохранилища. Джереливский "сам ковал ружья и умел заговаривать их, был великим стрелком и умелым охотником, не боялся ни тучи, ни грома; три брата-запорожца Канцыберы ">силачи были большие". Прожили они в тех местах, как говорят, более ста лет, а потом просто куда-то делись.
В период расцвета казачества самым известным и славным характерником (который, наверное, потому и известен, что принимал участие в бою) был Иван Сирко.
СПРАВКА. Иван Дмитриевич Сирко родился около 1610 года. Умер в 1680 году. Кошевой атаман Запорожской Сечи в течение 12 лет (с 1663 года). За период пребывания в должности атамана провёл 54 сражения, при этом ни разу не оказался побеждённым. По преданию, в 1812 году казаки три раза обнесли руку Ивана Сирко вокруг занятой французами Москвы, и судьба Великой армии была решена. Турки называли его Урус-Шайтаном.

Считалось, что он всегда наперёд знает, кто станет с ними воевать, во время боя может превратится в волка, хорька, ястреба или вообще "проклясть войско противника, что и боя никакого не нужно."
Султан Османской империи выдал официальный документ ; фирман, в котором требовалось молиться в мечетях за смерть "Урус-Шайтана", как его прозвали. Он не проиграл ни одной битвы, это приблизительно 50-60 боёв.
Известно, что он прожил 75 лет, но есть пара любопытных фактов. Почитай что в последние годы жизни он активно принимал участие в морском походе на Трапезунд, о чём пишет российскому императору Алексею Михайловичу. А реконструкция его внешнего вида по останкам, и сам их анализ, являет отнюдь не старика " это меня ещё в Днепровском музее удивило, где сохраняются все материалы по этому делу.
Вернувшись в 1860 году из очередного похода, Сирко узнаёт, что его жена и сыновья были убиты во время набега. После чего ">очень заболел" чем никто не уточняет, и уехал к себе на хутор, где, собственно, и умер в одиночестве.

Казакам-характерникам молва приписывала способность творить иррациональное, например, «наводить манну» на противников, заставлять их видеть нереальные образы. Утверждается, что в истории противостояния запорожцев и поляков были зафиксированы такие случаи: гонятся ляхи за запорожцами и тем негде спрятаться, тогда казаки-характерники ставят среди поля копья по кругу и входят в особое психоэнергетическое состояние. Ляхи видят среди поля дубовую рощу… И проходят мимо.

Казаки поступали так и при необходимости защитить себя на отдыхе. Лагерь окружался характерником копьями, и противник при приближении принимал их за заросли камыша.

Характерники якобы умели изготовлять «крики»: брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Воск каким-то «волшебным способом» запечатлевал крик. Такие заговорённые камыши разбрасывали по степи. Наступит на них в сумерках или рано утром вражеский конь, и раздастся крик – казак на сторожевом посту предупреждён о приближении неприятеля. Рассказывали ещё, что казак-характерник Иван Богун провёл ночью своё войско через польский лагерь так, что ни одна вражеская собака не залаяла...
Ещё я пользовалась сведениями из журнала - https://konsul-777-999.livejournal.com/6863458.html

Tags: Историческое, История, Магия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments