wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

"Али-Баба и 40 разбойников": очередной разбор сказки.

Ну вот, я дозрела до очередного разбора - на сей раз в мой объектив попадает восточная сказка, знакомая каждому из вас с детства - "Али-Баба и сорок разбойников".Сказка Али - Баба и сорок разбойников вошла в сборник "1001 ночь". В Европе сказка появилась в XVIII веке во французской обработке, (отсюда заклинание с именем "Сезам»)

Казалось бы, что в ней интересного? Но тут и само слово «сим сим» довольно интересное: означает оно обычный кунжут! (семена масличного растения Sesamum indicum..) Многие народы Востока верят в чудодейственные качества кунжута. В известной арабской сказке «Али-Баба и сорок разбойников» пароль, с помощью которого открывается вход в пещеру, хранящую несметные богатства, так и звучит: «Сим-сим, откройся!» Или в другом переводе: «Сезам, откройся!»

>Мне на глаза попался очередной анализ сказки, отдельные постулаты которого мне хотелось бы обсудить - http://positivecreativ.ru/board/tysjacha_i_odna_noch/analiz_skazki_ali_baba_i_sorok_razbojnikov/9-1-0-54
Сказку "Али-Баба и сорок разбойников"из сборника "Тысяча и одна ночь" вполне можно отнести к детективному жанру. Ведь ни волшебных превращений, ни фей в этой сказке нет. Единственный момент, который был чудом для читателей прошлых столетий - это вход в разбойничью пещеру, открывающийся с помощью слов "Сим-сим, откройся". Так в двадцать первом веке двери, открывающиеся на голосовой пароль, давно уже не волшебство! А все остальные события сказки "Али-Баба и сорок разбойников" построены по всем правилам детективного жанра"

Ну ок,  если ещё с идеей  технической новинки типа «двери на голосовом пароле» я могу согласиться, то детективный жанр тут совсем ни о чём. Никакого расследования, да и тайн особых тут нет тут нет: Али Баба, наткнувшись на кучу народа, открывающих какую-то непонятную дверь, сразу понял, что это разбойники. Он совершенно спокойно отбирает у воров награбленное ими - и вовсе не для того, чтобы раздать их народу, да и народ, который эти разбойники ограбили, найти уже невозможно. Али-Баба расценивает свою находку, как торжество справедливости. Ведь богатство у Али-Бабы отобрал злой старщий брат Касым.
К слову, мораль, которую в эту сказку вкладывали советские идеологи, так же искажена, как и в небезызвестной сказке «Золушка». Там в Золушке видели служанку, на которой женился принц - служанку, которой её трудолюбие помогло прыгнуть вверх по социальной лестнице. На деле, мы читаем историю про дочь королевского лесничего, аристократку и дворянку, которую злая мачеха заставляла убираться дома. Так же и с Али-Бабой: парень - отнюдь не нищий, он из богатой семьи, все средства которой отошли к Касыму при разделе имущества. Таким образом, мы видим не прыжок по социальной лестнице «из грязи в князи», а - по сути, торжество справедливости, когда деньги возвращаются к обобранному жизнью человеку. Али-Баба работает дровосеком, но это - временная мера, да и опять же, судя по тому, что Касым купец, и Али-Бабе была бы уготована эта же участь. Да, Касым не отдал наследство младшему брату, но жизнь исправляет это недоразумение Сим-Симом, который вовремя открылся.

Вопрос, «почему разбойников  в сказке так много, целых сорок человек?» тут малоинтересен: ну да, ну крупное вооружённое бандформирование, способное грабить караваны любой численности. А вот вопрос о деньгах меня всегда волновал: «Почему разбойники не могут поделить деньги и прячут их в пещере?»
"А действительно, почему? Это напоминает злополучного капитана Флинта и его сокровища, которые он закопал на острове, а откопать не в силах.  Денег в этой пещере собрано столько,  что когда Али Баба выносит пару мешков, разбойники это не сразу замечают вообще, и видят пропажу, только обнаружив в пещере Касыма с кучей мешков и ослами и мулами снаружи. Чего разбойники ждут? Предположим, атаман Хасан лелеет какую-то мечту и копит деньги на неё…стать крупным беком? Вполне уже мог бы, учитывая, что с двумя мешками Али-Баба уже стал достаточно состоятельным человеком. Стать падишахом? Вряд ли, на Востоке не так-то просто купить себе место - тут потребуется целую армию нанять. Может, на это и рассчитаны денежки, на будущую революцию?:)
Во всяком случае, в сказке это так и останется тайной, равно как и тайной останется, куда денутся остальные сокровища после уничтожения разбойников. Теоретически - достанутся Али-Бабе, который знает пароль от тайного места, и может им воспользоваться, но в сказке прямого указания на это нет.
Вот ещё фраза из вышеупомянутого разбора.
«Поучительная часть этой детективной истории заключается в иллюстрации мысли о важности контроля за своими потребностями. Жадный брат Али Бабы - Касим - погибает от разбойничьего меча и создает опасность гибели для остальных родственников именно из-за неумеренности своих потребностей. Добрый Али Баба предлагал Касиму поровну поделить сокровища, принесенные им из единственного проникновения в разбойничью пещеру. Но Касима не устраивало быть в равных условиях с братом. Охваченный гордыней и жадностью, он хотел быть богаче всех. В результате, жадность и гордыня погубили Касима. А вот Али-Баба справедливо вознаградил ;Марджану за спасение от разбойников - выдал за собственного сына.

Можно или нельзя с ними согласиться? Что есть - контроль за своими потребностями?  К примеру, когда в той же сказке бедная жена Али-Бабы Зейнаб приходит к богатой жене Касыма Фатиме, чтобы попросить у той мерку, та очень удивляется, и мажет дно мерки мёдом. И - каково было её удивление, когда к мёду вместо зёрнышек проса или пленницы приклеилась золотая монета? То есть даже для Фатимы мерить золото меркой - излишняя роскошь. А для Зейнаб с Али-Бабой - вполне нормальная потребность после мешков, награбленных в разбойной пещере. Чуть-чуть сместим фокус на раннее время: у Фатимы есть мерка для измерения пшеницы, которой у той много, а у Зейнаб и мерки-то нет…ибо мерить нечего!

Сказка запомнилась ещё по поискам разбойников нужного адреса человека, укравшего у них деньги. Атаман Хасан посылает по одному разбойнику на рынок, чтобы посредством болтовни узнать дом человека, который недавно разбогател и похоронил родственника. Разбойник дом находит - и ставит на нём крестик мелом. Марджана видит крестик - и расставляет такие же на соседских дверях. Второй разбойник оказывается хитрее, и откалывает камешек от порога…и та же Марджана проделывает вслед за ним ту же нехитрую операцию. Почему-то разбойникам не приходит в голову совершенно простая штука - просто запомнить, какой по счёту дом от угла улицы. Дальше разбойники опять же сплоховали, усевшись в кувшины и позволив затащить себя в дом «врага» - Али-Бабы. Потому что, пока ты сидишь в кувшине, ты лишён двигательных функций и с тобой может управиться и женщина, что Марджана и проделывает, заливая каждый кувшин кипящим маслом,
Помнится, меня даже в детстве поразила эта деталь - нет, не как разбойники погибали в страшных муках, а сколько масла на всё это потребовалось . А куда проще было бы тому разбойнику, которого Али-Баба пустил в дом, ночью тихонечко просто открыть разбойникам дверь…хотя - победить же должен положительный герой!

Сказка запоминается ещё и сбитой моралью: Али-Баба, герой по сказке положительный, отличается тем, что «экспроприирует экспроприаторов» - посему удивляться нечему, что коммунисты столько раз эту сказку упоминали и фильмы снимали. Русско-индийский фильм с Хемой Малини тому свидетельством…но там хотя бы интересно снята история самого Касыма и Фатимы, которую разбойники захватили, чтобы узнать секрет пороха.

Там же вместо «голосового пароля» мы встречаемся с Духом Пещеры - прекрасной пери, которая хранит сокровища. В самой же сказке Фатима после убийства Касыма переезжает в дом Али-Бабы, и непонятен её статус: то ли просто как родственница, то ли как вторая жена.">В общем, сказка, конечно, интересная, спору нет, но «волшебной» я бы её всё же не назвала. Ну вот не волшебная она вовсе!
Tags: Сказка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Великий Новгород - и 10 лет назад был великим!

    Это та тема, к которой я возвращаюсь год за годом, а иногда по нескольку раз за год - мой любимый город)) И раз уж есть возможность окунуться во…

  • Павлин-мавлин)))

    Вот это, я понимаю, птица - её много, и она красивая! Сразу вспоминается барон Мюнхаузен и джинн, к которому он приставал: "Ах, дорогой! Какой…

  • Очень странная таблица - "Злых дней")))

    Наткнулась на удивительную информацию - про таблицу Злых дней. Вы про такую слыхали, народ? Я вот слышу в первый раз. Как оказалось, 420 лет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments