wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

Приближается Самайн...

Взято у Shellir

Колесо года: Самайн

Самайн – большой праздник порога, обозначающий не только смену времен года (окончание осени и начало зимы), но и смену светлой шестимесячной половины года, начинающуюся Бельтаном, его темной половиной.
В этот день солнечный Бог умирает для земного мира и уходит в мир потусторонний, открывая тем самым дверь между мирами. Богиня же в это время выступает в ипостаси Старухи, держащей в руках кривой нож или серп, символизирующий убывающую Луну. Ее светлая, плодородная и животворящая часть уходит вслед за Богом в потусторонний мир, а бесплодная, разрушительная и связанная с хаосом ипостась остается в земном мире – и лето меняется зимой.



Самайн – важный кельтский праздник, первое письменное упоминание о котором найдено в календаре Колиньи, датированным примерно 1-м столетием нашей эры, где праздник отмечен как SAMONIOS (единственный, к слову, праздник, который там вообще отмечен)
Кстати, сейчас на современном ирландском языке название праздника пишется как Samhein, а читается как «Саунь», в средневековом прочтении он, видимо, звучал как «Савань» или «Савэнь», а вот архаичное произношение предположительно было ближе всего к традиционному «Самайн», т.к дифтонг [mh] стал читаться как [v] только в раннем средневековье, а [h] само по себе в любом случае немое и не произносится.
Значение слова неясно, по ряду традиций его смысл возводят к санскритскому samana (собрание, сход), по другим традициям - к словам samos (лето) и giamos (зима).
Самайн часто рассматривают как «новый год», но начало года он обозначал только у части кельтских племен, прочие же считали за начало года Бельтан. С точной датой празднования Самайна тоже возникают некоторые сложности: много споров идет о том, является ли праздник привязанным к определенной дате или он скользящий, соотносится ли он в том числе и с лунными фазами. Для меня лично показательным моментом является то, что в момент прихода христианской церкви в языческие земли христиане повсеместно старались заменять языческие праздники своими – и такие праздники-замены приходятся как раз на 1 и 2 ноября – это День всех святых и День всех душ (добавленный позднее, с 998 г.). Так что я лично больше склоняюсь к тому, что основной день празднования Самайна приходился как раз на один из этих дней и скользящим не являлся (скользящие языческие праздники в христианской традиции заменялись скользящими же христианскими торжествами – Пасха и т.п.).

Социальная составляющая праздника преимущественно выяснена и сложностей не составляет – это время сбора податей, приношения даров власть имущим, время пиров и сбора королей, вождей и народа, это был своеобразный тинг, общий совет «в дружественной обстановке».

С ритуальной составляющей все значительно сложнее.
Из отрывочных письменных источников известно, что в эту ночь (так же как и на Бельтан) во всех домах тушились огни и друиды возжигали новый огонь (огонь темной половины года, огонь зимы). Много верований было, видимо, связано с тем, что законной властью будет обладать тот, кто первым зажжет ритуальный «правильный» огонь в эту ночь – именно поэтому, видимо, под страхом смерти запрещалось после захода солнца зажигать вообще какой-либо огонь прежде огня короля. Но и это не всегда уберегало королей: как гласят письменные источники, «в Самайн у уладов не больше сил, чем у женщины во время родов», и периодически случалось, что неугодного правящего короля подвергали так называемому «ритуальному умерщвлению» - его топили в бочке с вином или живьем сжигали в королевском доме.
Ритуальный огонь, зажигаемый друидами, должен был быть новым и чистым, зажженным правильным способом, его добывали, видимо, высеканием либо трением; священным также являлся огонь, зажженный от молнии. Кроме того, ритуальное значение имели и породы деревьев, из которых складывался костер.
Кстати, новый огонь надо приносить в очищенное пространство – поэтому обязательным считалось хорошо вычистить домашний очаг и прибрать дом.
В огонь кидали и жертвы – рыбьи кости, мясо, плоды, клочки шерсти домашних животных и т.п. Женщины и девушки гадали как о замужестве, так и о согласии в семье, кидая в "огонь зимы" два каштана и наблюдая за их поведением - раскатятся они в стороны или сгорят рядышком, бок-о-бок.

Ритуалы праздника в целом плотно связаны с миром мертвых и потусторонним миром вообще (кстати, даже когда римляне добрались до Британских о-вов, никакого влияния на традиции праздника они не оказали, т.к. сами праздновали в эти дни, как все приличные люди, Фералии - дни поминовения мертвых и день Помоны, богини растений и древесных плодов).
На Самайн все миры пребывали в равновесии и были равно открыты друг для друга. В этот день распахивались сиды, и не только мертвые, но и бессмертные (боги, ши) получали доступ в мир людей, а люди, соответственно, в потусторонний мир. В этот непродолжительный период идет активное общение существ всех миров; по легендам в это время заключались браки между людьми и ши, живые возвращали долги мертвым и наоборот, герои попадали в сиды или умирали, навсегда уходя в потусторонний мир (к примеру, на Самайн умер Кухулин), свершались великие битвы (обе битвы при Маг Туиред, когда в бою встречались, в первом случае, боги и люди клана Фир Болг, предположительно какого-то фракийского народа; а во втором – боги и фоморы), в этих праздничных днях заключено все – начало, существование и завершение, их время спрессовано, искажено (тут прошел год, а там минута) и возможно, времени вообще не существует – и поэтому Самайн часто называют «Днями Безвременья».

По современным обычаям отмечания Хеллоуина можно реконструировать некоторые архаичные обычаи празднования Самайна.
Во-первых, древним и неизменным является обычай «двух видов пищи»: первая готовилась для живых, вторая – специально для мертвых, в частности для душ предков, которые придут в этот день навестить свои семьи и посудачить о делах. Кстати, именно из-за того, что мертвые непременно придут навестить живых, для них часто оставляли открытыми либо двери, либо окна, обращенные на запад (этот обычай и до сих пор распространен, к примеру, во Франции при празновании Хеллоуина). Еще интересна связанная с умершими традиция, заключающаяся в том, что молодые члены семьи участвуют в ритуальных шествиях и играх на улице или в специально отведенных для этого местах, а те, что постарше, остаются дома и вслух проговаривают друг с другом все значимые события минувшего года, сплетничают (кто женился, кто развелся, кто родился, кто с кем гулял, что купили, сколько телят корова принесла и пр.) таким образом информируя мертвых родственников обо всем, что случилось с живыми.
Во-вторых, распространенной является традиция ритуального возвращения пищи мертвых живым. Например, в Уэльсе долго сохранялся обычай так называемого «посольства мертвых», когда бедняки одевали маски мертвых и устраивали шествие от одного зажиточного дома к другому, и получали в каждом понемногу от приготовленной для мертвых пищи. Отказывать в пище участнику такого шествия – означало оскорбить своих умерших и таким образом разрушить свое имеющееся на текущий момент благосостояние. Трансформацию этого обычая мы наблюдаем в современной традиции, когда дети в страшных масках ходят по домам и выпрашивают угощения.

Некоторая сложность включения Самайна в земледельческий календарь колеса года связана с тем, что праздник складывался у кельтов в период преобладания скотоводчества, с которым он плотно связан – земледельческие моменты в это время года уже не являются важными – урожай собран, все собранное сложено на хранение. Зато в этот период домашних животных сгоняли с пастбищ обратно к человеческому жилищу, производился ежегодный отбор – какие из животных остаются для размножения, а какие будут забиты на мясо. Кстати, убой скота периодически связывают с умиранием и жертвенностью Бога.
Но, невзирая на первичную скотоводческую тематику праздника, и с плодами земли было связано много поверий и ритуалов. Большое значение имели яблоки (вспомним Эмайн Аблах – «рай яблок» или Аваллон – «остров яблок», кельтские названия посмертного пристанища душ) и ритуальные игры, с ними связанные.
Кроме того, на Самайн заканчивалось своеобразное «перемирие» с духами земли, вступавшее в силу на Луннасу, когда плоды почвы можно было брать безнаказанно - и, начиная с этого праздника, не собирали уже ничего, ни того, что растет на земле, ни того, что остается на кустах и деревьях, ибо теперь за каждый плод надо платить и не факт, что ту плату, которую человек может предложить, примут. Духам земли, так же как и мертвым, приносили жертвы – это делалось для обеспечения возвращения порядка после «времени хаоса» и для обеспечения безопасного будущего, возобновления перемирия с фэйри на следующую Луннасу и т.п.

Как я уже говорила, Богиня выступает на Самайн в образе Старухи – это ее хаотический, разрушающий аспект, но и в то же время аспект мудрый и регулирующий.
В праздники ей также приносились в жертву детеныши животных, рожденные в неурочное время (новорожденных ягнят, козлят и т.п. очень трудно выкормить в зимний период), а также, возможно «неправильные» плоды – деформированные, «странные» плоды и коренья.
В современных ритуалах праздника к Богу обращаются, стоя лицом к западу, в направлении заката, а к Богине – стоя лицом к северу, в направлении полуночи, старости, смерти и разрушения.
Свечи Богини – белые (цвет смерти), коричневые (старости и увядания), оранжевые (цвет пламени).
В жертву ей часто приносят зерно и/или бобы, которые повторяют судьбу ее умершего мужа и сына – они сначала похоронены, а потом прорастают и оживают, чтобы потом еще раз умереть.
Вообще лучше зажечь больше свечей и фонариков, чтобы осветить путь душам, возвращающимся домой – и отпугнуть незванных гостей из потустороннего мира.

И еще немного по поводу тыквы и Джека Фонарщика (Jack O’Latern).
Тыква растение американское, и попало в Европу с колумбом. К традиции отношения не имеет.
Jack O’Latern, символом которого, фонариком из какого-либо плода, надо отпугивать всякую нечисть - из христианского предания-сказки о том, как этот самый Джек сторговал (или выиграл в карты) у Дьявола то, что его душа никогда не попадет в ад, но и в рай Джека, при жизни дебошира и пьяницу, не пустили. И с тех пор он, подобно Агасферу, бродит по ледяной пустыне, которая лежит между земным и потусторонним миром, в ожидании судного дня, освещая себе путь прихваченным из ада угольком, спрятанным в выеденной тыкве. Тут, возможно, и прослеживаются связи с архаикой – но с уверенностью ничего сказать нельзя, кроме того, что и до христианства из поздних плодов вырезали фонарики и повсюду расставляли и развешивали их.



Ну и коротенечко, на страничку-две буквально, о праздничной кухне:
Немного поговорим о том, какие блюда связаны с празднованием Самайна.

"Рыба, пиво, орехи, ливерная колбаса -
Вот, что положено в Самайн -
огонь в веселом стане на холме, -
сбитое молоко, хлеб и
свежее масло"
(с) К. Мейер,
"Путешествие Брана"




Как и при праздновании прочих календарных праздников, праздничная трапеза Самайна формируется из "плодов сезона" - то есть из того, что было недавно собрано или законсервировано на недолгое хранение.
В первую очередь надо отметить, что в октябре производится забой "лишнего" скота, т.е. животных, которых нет возможности выкармливать в течение всей наступающей зимы.
Мясо сохранить гораздо проще - на домашних ледниках, путем засаливания, копчения, вяленья и т.п., а вот потроха хранятся плохо, и их съедают в первую очередь, поэтому одним из основных блюд будут являться кушанья, приготовленные из потрохов.
Кроме того, на праздничный стол обязательно попадет еда, приготовленная из поздних овощей: кабачков, тыквы, картофеля, моркови и т.п.
Впрочем, хочу обратить ваше внимание на то, что так ассоциирующаяся с Хеллоуином и, как следствие, с Самайном, тыква - американское растение, которое попало в Европу только после Колумба. То же самое можно сказать и о картофеле - так что приверженцам точного следования традиции следует исключать эти продукты из праздничного меню, заменяя их репой и турнепсом, капустой, редькой и т.п., то есть исконными европейскими растениями.
В это же время активно заготавливают масло, поэтому свежее сливочное масло обязательно присутствует как в блюдах, так и на праздничном столе.
Кроме того, ко времени празднования Самайна уже есть свежесваренное пиво, сидр, вина - которые обязательно включаются в праздничное меню; с учетом российской специфики можно включить в "питейное меню" мед и сбитень. Впрочем, ритуальным напитком для почитания Богини в образе Старухи было и остается красное выдержанное вино - никто, согласитесь, не мешал приберечь бутылочку с прошлого-позапрошлого года )
Также традиционно нужно запастись мелкими угощениями: это, конечно, орехи (преимущественно лещина), кроме того, делаются домашние конфеты, карамелизированные яблочки, ириски и прочие сладости и пирожки с мясом. - вообще блюда для Самэйна по случаю наступления холодов довольно тяжелые и сытные.
И не забываем о хлебе - свежий, горячий, самостоятельно испеченный хлеб - хороший атрибут для любого праздника.

Ниже, под морем, приведу несколько опробованных и неопробованных рецептов для праздничного стола.

читать дальше
Суп из потрохов.

Птичьи или другие потроха
Картофель
Пряные травы - петрушка и укроп, свежие или сушеные
Сушеные коренья петрушки и сельдерея
Лук, морковь
1/4 ч. ложки кориандра
Щепотка сушеной душицы
Маленький лавровый листик.
Немного жира для обжарки - сливочного масла или свиного сала
Высушенный острый красный перчик размером с полпальца
Полторы ст. ложки пшеничной муки.
Соль, молотый перец - по вкусу

Потроха ошпариваем, чистим, режем, складываем в кастрюлю, заливаем питьевой водой, солим и доводим до кипения. Когда закипит, убавляем огонь, снимаем накипь до тех пор, пока она не перестает появляться, добавляем сушеные коренья, перчик и пряные травы.
Обжариваем на масле или свином сале лук и морковь до золотистого цвета и кладем их в суп.
Чистим картошку, режем небольшими кубиками и кидаем вариться в бульон.
Туда же закидываем мелко резанную зелень укропа и петрушки (либо без палок, либо палки добавляете в начале варки, сушеные или свежие мелко резанные)
На сухой сковородке, без жира (!), подсушиваем муку до золотисто-коричневого цвета и понемногу, перед окончанием варки, добавляем ее в суп для густоты - впрочем, если
вам не нравится идея похлебки с мукой, можете последним шагом пренебречь, суп все равно будет вкусным.
Кстати, если нравится, в суп можно добавить несколько предварительно размоченных сушеных грибов (не шампиньонов), но лично я грибов в такого рода супах не люблю.
По настоянию elri добавляю, что она в потроховый самайновский суп еще и пшено кладет, для наваристости и прочей густоты.


Куриная печень с пряными травами

Куриная печенка (можно использовать телячью или свиную, кстати)
Лук
Жир для жарки (сл. масло или свиное сало)
Немного белого сухого вина или мадеры
Мука
Душица, розмарин, чабрец, майоран, кориандр - понемногу, не более 1/4 ч. ложки, розмарина - чуть побольше всего остального
Щепотку мускатного ореха
Сушеного укропа - столовая ложка.
Острый красный перец
Соль по вкусу.
Примечание: красный перец можно заменить на черный или белый молотый перец - по ощущениям это будет даже более правильным. Это просто я лично черного перцу не потребляю.

Куриную печень чистим, обмываем в холодной воде, обсушиваем, обваливаем в муке и кидаем обжариваться в сковородку на маленький огонь.
На другой сковородке растапливаем жир и кидаем туда лук, порезанный четвертушками колец, обжариваем до изменения цвета и добавляем его в печенку.
Засыпаем, тщательно перемешивая, в печенку пряности, солим-перчим и вливаем среднюю рюмку вина (в зависимости от количества печени - 50-100 граммов).
Тушим до готовности - главное не передержать печень, она должна остаться мягкой и розоватой внутри.
Если кому-то претит идея добавления в печень спиртного, можно заменить его столовой ложкой (с большой горкой) густой сметаны - тоже будет вкусно.


Капуста в сметане с тмином.

Кило капусты
Крупная луковица или две средних
Сметана
Тмин по вкусу - от 1 чайной до 2 ст. ложек
2 ст. л. муки
Жир для жарки (примерно грамм пятьдесят)
Зелень, пряности

Шинкуете капусту и вместе с тмином кладете на 10 - 25 минут в подсоленный кипяток, потом сливаете воду, заправляете капусту мукой и выкладываете в сковородку с предварительно обжаренным на масле луком, обжариваете еще немного (чтобы выпарилась вода, оставшаяся на капусте), потом заливаете сметаной, добавляете зелень и пряности, и закидываете это все в духовку минут на двадцать.


Филе палтуса с грибами по-ирландски

200 гр. рыбы
Рюмка светлого яблочного соку
Сл. масло
Немного сливок (не больше четверти стакана)
Грибы
Сушеный корень петрушки и сельдерея
Немного приправы для рыбы (можно взять готовую смесь, можно придумать что-нибудь самостоятельно, на основе молотого белого перца и, к примеру, майорана)
Соль-перец по вкусу
Зелень

Филе варится в небольшом количестве воды с добавлением яблочного сока и сушеных кореньев до полуготовности, потом выкладывается на сковородку со сливками и предварительно обжаренными грибами (опять-таки, лучше не шампиньоны), посыпать пряностями и жарить до тех пор, пока сливки не загустеют.
При подаче к столу посыпать рубленой зеленью.


Отдадим дань тыквенному безумству:
Пирог с пряностями из тыквы.

2,5 стакана муки
1,5 чайных ложки разрыхлителя теста
0,5 чайной ложки соли
0,5 чайной ложки молотого имбиря
0,5 чайной ложки молотого мускатного ореха
1,5 чайных ложки молотой корицы
0,5 чайной ложки молотого кардамона
4 яйца (желтки отделить от белков)
0,5 чайной ложки винного камня
1 стакан несоленого сливочного масла (комнатной температуры)
1 столовая ложка бурбона
или 2 чайные ложки ванильного экстракта
2 стакана коричневого сахара
1 стакан несладкого тыквенного пюре
сахарная пудра

Разогрейте духовку до 180С. Противень разместите на нижний уровень духовки. Форму для выпечки диаметром 25 см смажьте растительным маслом и отставьте на время.
В отдельную глубокую и широкую емкость просейте вместе муку, разрыхлитель для теста, соль, имбирь, корицу, кардамон и мускатный орех. Желтки яиц положите в маленькую емкость (миску), а белки – в большую.
В третьей миске взбейте сливочное масло до гладкой, шелковистой консистенции. Не прекращая взбивать, всыпьте в масло половину стакана коричневого сахара и тщательно взбейте, чтобы сахар растворился. Затем снова добавьте полстакана, взбейте и так до тех пор, пока не вмешаете в масло весь сахар. После этого влейте бурбон или ванильный экстракт и взбивайте массу еще в течение 3 минут.
Взбейте желтки вилкой и добавьте их в масляно-сахарную смесь. Размешайте резиновой лопаточкой. Сюда же добавьте тыквенное пюре и тщательно все взбейте, чтобы масса была гладкой. Возьмите одну третью часть смеси муки с пряностями и тщательно вбейте ее в тыквенную массу. Так же поступите с оставшейся мукой, добавив ее в два приема.
Винный камень взбейте с яичными белками до устойчивой пены. Очень аккуратно введите взбитые белки в тыквенную массу, размешивайте резиновой лопаточкой.
Выложите приготовленное тесто в форму для выпечки при помощи столовой ложки. Делайте это аккуратно, равномерно распределяя массу по всему диаметру формы. Выпекайте 45-50 минут. После выпечки оставьте пирог в форме примерно на 10 минут, после чего переверните форму на плоское блюдо. После того как пирог остынет, посыпьте его сахарной пудрой.


Тыквенные оладьи

Килограмм очищенной тыквы
Стакан муки
Щепотка мускатного ореха и/или корицы и/или ванили
Немного меда
Растительное масло для обжаривания
Соль-сахар по вкусу

Тыкву трем на мелкой терке, если хочется совершенства - потом еще закидываем это в блендер; досыпаем в полученную массу муку-соль-сахар-мускатный орех, хорошо размешиваем (густота должна быть "оладьевой", поэтому если нужно, добавьте еще муки) и ложкой выклаываем будущие оладушки на горячую смазанную массу сковородку.
Подаются они с медом.

Если что еще надо из тыквы - пишите, завсегда выдам рецепт :)



Шотландский пирог "Канунник"
Это традиционный шотландский пирог для празднования Самайна - в него кладутся предметы для предсказания будущего (пуговицу, которая предсказывает удачу, колечко - женитьбу, куриную ключицу - исполнение желаний, игрушечную подковку - на счастье и т.п.)
Впрочем, подобные предметы могут прятаться не только в пироге, а в большой миске с картофельным пюре или, на севере Шотландии - в фурараг, овсяную кашу из муки и сыворотки (редкая гадость, скажу вам честно)

Итак, пирог:
Тесто:
200 гр. масла
220 гр. сах. пудры
4 яйца
350 гр. блинной муки
3 ст.л. молока
Для украшения
110 гр. яблочного джема или повидла
450 гр. сах. пудры
Сок
Шафран для окраски

Масло с сахаром взбить до консистенции суфле, яйца взбить и понемногу ввести их в суфле, добавив немного просеянной муки, если тесто начнет свертываться. Положить в тесто предметы (тамкманы), завернутые по одному в промасленную бумагу, влить молоко и досыпать остальную муку. Переложить тесто в круглую форму и распределить так, чтобы центр был немного продавлен. Пирог печется при tº=180º больше часа, пока он не поднимется как следует и не начнет отставать от стенок. Вынимать из формы его надо слегка остывшим, теплым.
Разрезать по горизонтали надвое, промазать джемом, соединить половинки. Затем смешать сок (яблочный или апельсиновый) с сахарной пудрой, окрасить шафраном и вылить его в середину пирога, позволяя сиропу сосульками стекать по сторонам.
Дать сиропу застыть, подсохнуть, и украсить пирог цукатами.


Карамельные яблоки

Смешать в глубокой посуде 4 стакана сахара, 2 ст. воды и пол чайной ложки соли виннокаменной кислоты (продается в супермаркетах), уваривать, помешивая, до готовности (чтобы определить степень готовности сипопа, надо капнуть им в стакан с холодной водой: если сироп готов, то, соприкоснувшись со стенками стакана, капля распадется на мелкие капельки). После этого немедленно снять согня и добавить 1 ч. ложку лимонного сока, размешать. Поставить сироп в большую кастрюлю с горячей водой, чтобы не загустевал. Выбрать яблоки среднего размера (5-7 см. в диаметре) с крепкими хвостиками, брать каждое за хвостик и окунать его в сироп, а затем быстро - в холодную воду. Укладывать яблоки на смазанный маслом лист бумаги, чтобы карамель затвердела окончательно.
Можно посыпать яблоки после полного остывания сахарной пудрой с корицей.

Tags: Праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments