wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Category:

Триумфальная арка Москвы - лучшее место для парадов?

Побывали вчера у Триумфальной арки на Кутузовском проспекте -  какое всё  же величественное сооружение! Все привыкли, что Триумфальные арки у нас в основном в Санкт-Петербурге, а между тем старые арки были именно в Москве!



Эта арка - достаточно поздняя. Её соорудили по проекту архитектора О. И. Бове - впрочем, вот табличка, только сегодня отснята.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка . Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект.

Вот где она изначально была - в районе Белорусского вокзала, на площади. Ориентировочно - 1930 г. - через арку проложены рельсы и ходит трамвай.

А здесь - арка на десяток лет раньше: здания кордегардий ещё живы, хотя трамваи уже есть!

Это площадь Тверской заставы на картинке, и та же арка - в начале XIX века  ( где-то 1820-30е гг). Справа и слева от арки - кордегардии.

Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы , разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького — Ленинградское шоссе.
Триумфальная арка , кордегардии  и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря).
В 1966 г. было принято  решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Этот вопрос вызвал много споров.  Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове.Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что
Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта. Где она нынче и находится.
И выглядит, между нами говоря, совершенно замечательно! Там, на Кутузовском проспекте - много места, и как нам кажется, было бы вполне уместно проводить военные парады, как в 1995 году. Место-то историческое, рядом - Поклонная гора!

Но вообще - хоть это и единственная Триумфальная арка, сохранившаяся в Москве доныне, но она отнюдь не первая, и даже не вторая. Первая арка появилась сильно раньше - при царе Петре Первом в XVII веке (  1696 году) у Каменного моста в честь победы русского войска над турками и взятии турецкой крепости Азов. До наших дней дошёл только её рисунок:

( и слава Богу, что хотя бы он сохранился). Арка была, скорее всего, деревянной - тогда с куда большей охотой строили арки из дерева.

 Судя по всему, традиция ставить Триумфальные арки Петру понравилась, потому что в 1721 году после окончания Северной войны со шведами в Москве было сооружено целых трое триумфальных ворот - на Тверской улице, в Китай-городе и на Мясницкой. Вот ниже на рисунке - одна из них, построенная Петром и иллюминированная, судя по записи на французском.

Даже не могу сказать, которая это из них, но вот вторую точно знаю - она стояла у Красных Ворот.

Собственно, оттуда и идёт название места - Красные ворота.Название «красных» — красивых — закрепилось за воротами после перестройки 1753—1757 годов. Существует также версия, что сооружение так называли за красный цвет краски. Было и практическое объяснение названия: дорога, пролегающая сквозь арку, вела в Красное село.
Простояла арка эта до 1927 года - её облик несколько раз меняли, в 1926-м году архитектор Алексей Щусе перекрасил  её в белый цвет, в честь чего народ даже сложил стишок:

Была белая Москва —
Были красные ворота,
Стала красная Москва —
Стали белыми ворота

Увы - не сохранили наши предки Красных врат и прочие Триумфальные арки более раннего времени. Зато осталась эта, на Кутузовском, красивая и величественная.  Стоит она на старой Смоленской дороге, открывает её в Европу, как призрак нашей былой славы.


И музей стоит рядом, "Бородинская панорама", который я очень любила в детстве.

И - памятник великому полководцу Кутузову, вместе с размещёнными на нём генералами Отечественной войны 1812 года.

Сегодня мы с удовольствием разглядывали эти скульптуры, пытаясь отгадать, кто есть кто. Что первым будет стоять Багратион ( он и стоит первым), а вторым - Барклай де Толли, как-то сомнений не было. Платов тоже выделяется - головным убором:)  А вот найти среди прочих Раевского или Ермолова - надо было ещё постараться!


Tags: Историческое, История, Прогулка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments