wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Category:

Белый верх, чёрный низ...а если - наоборот?

Белый и чёрный - мои любимые цвета. Классика - белый верх, чёрный низ. Но мне почему-то всегда больше нравится перевёртыш по типу этого знаменитого наряда актрисы Грейс Келли, ну или - принцессы Грейс Монакской. Я никак не могла понять - почему? Ну а разобраться помогла статья, приведённая ниже.

А потому мне было весьма интересно прочесть эту статью, и я сохраняю её для вас тоже.

                             

Пирамида перевернута. «Черный верх / белый низ» в культурном контексте

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                        Да и нет не говорите,
Черный с белым не берите,
Вы поедете на бал?
Нет ничего легче чем стать похожей на официантку: достаточно одеться по старой доброй схеме «белый верх/черный низ». Где «белый» это любой очень светлый малонасыщенный цвет и «черный», соответственно, — любой очень темный малонасыщенный цвет, а «официантка» —  любой представитель обслуживающего персонала. К примеру темно синяя юбка с светло-голубой блузкой превратит вас в стюардессу, а бежевая рубашка с коричневыми шортами — в почтальона UPS. Соответственно, сделав наоборот: надев темный верх и белый низ, — вы сразу отсигналиваете, что вы платите, а не вам платят.

Не выказывая абсолютно никакого неуважения к работникам сферы обслуживания, хочу разобрать этот стереотип с культурологической точки зрения. Это, считайте, первая часть моего давно задуманного опуса о современных знаках состоятельности, который я когда-нибудь обязательно допишу, если не умру раньше времени.

Нет такого цветового сочетания с вмонтированным пространственным символизмом как черное и белое в костюме. К примеру красная юбочка с зеленой блузкой и зеленая юбочка с красной блузкой будут совершенно одинаково резать глаз и раздражать на одном уровне. Но «черный верх/белый низ» это совершенно не то же самое, что «белый верх/черный низ». Причины этому лежат в разных областях, начиная с цветовой геральдики и кончая психологией восприятия. Мы воспринимаем эти варианты как абсолютно контрастные между собой, потому что мы учились в школе, читали книги, ходим по земле, брали в руки Библию и занимаем определенное место в пищевой цепочке. Да вот так сложно. Да, это не случайность. Да, вы это чувствуете.

Посмотрите на этот великолепный кадр из фильма «Похмелье 2». «Братья-волки» дают парад-алле под музыку в замедленной съемке: это иконографический момент, где каждый из главных героев безмолвно характеризуется через его имидж. Люди, одевающие актеров на экране, — это профессионалы высочайшего класса, перед которыми я преклоняюсь, Стилисты с большой буквы. Они могут одеть человека не просто «чтоб миленько и модно», а так, чтобы все сказать о персонаже языком одежды. То, что вы видите на этом кадре, — это костюмы суперменов, а не «просто шмотки», как кажется на первый взгляд. Что нам говорят эти костюмы?

Вот доктор Стив в белой рубашке под классическим блейзером и в темно-синих джинсах. Типичный американский зануда, хороший мальчик, комок сублимации, чьи подавленные желания выплеснутся в гротескных пьяных приключениях. Его белый верх/черный низ сразу говорит о том, как плотно задавлена его индивидуальность. А рядом — красавчик Фил, раскованный и по-подростковому крутой, в своей черной куртке и белых слаксах. Черный верх/белый низ говорят нам, что он не одевается — и не ведет себя — по корпоративной схеме. Сзади, весь в темненьком, Даг, которого постоянно теряют, а слева совершенно чокнутый Алан в своем великолепном костюме «колонизатор на отдыхе». Четыре цветовых архетипа.


Белый цвет и черный цвет обладают собственными символическими легендами. Но их сочетание тоже само по себе имеет символический смысл. Оно живет в поговорках, в униформах, в сигнальных знаках. Максимальный контраст, противоречие, заметность, асоциальность: от пешеходного перехода — до шахмат, от пижамы каторжника — до Одри Хепберн в «Моей прекрасной леди». Черно-белое платье делает тебя заметным и при этом не может казаться вульгарным из-за недостатка цветности. Как бы ни был сексуален черный цвет, добавьте белого — и словно ангелы на вас подули. Как бы ни был сентиментален белый — добавьте черного и спасительный драматизм притянет к земле.

Мари Кондо — царица белого верха черного низа: чрезвычайно уместный выбор для богини порядка и дисциплины. С другой стороны, черные водолазки — униформа богоборцев и скандалистов. Чтобы интересно выглядеть в "белом верхе", надо постараться, иначе, как уже сказано, останется только бирку с именем на грудь нацепить. В случае же черного верха / белого низа достаточно футболки и джинсиков. Расположение цветов само расставит акценты.

Технически говоря, сделать хороший черный труднее, чем хороший белый. Черные ткани научились делать сравнительно поздно и поначалу они были очень дорогими*. Да и сейчас найти действительно хорошо прокрашенную, глубокого интенсивного черного цвета вещь трудно. Сохранить ее действительно черной — еще труднее. И тем не менее, мы воспринимаем черные вещи как «немаркие», как второстепенные, непритязательные и доступные. Как легкий выбор. У черного плохая репутация, и это определяет его место на вашем теле и в вашей жизни. И если он встал не туда — горе мне горе! Мир переворачивается на макушку.

Черный имеет угрожающее значение, это цвет темноты и смерти, цвет дьявола и всех пороков, цвет тайны и пещер. Белый — цвет облаков и перьев ангелов, чистоты не только физической, но и моральной, святости и света. Тут даже не о чем долго говорить: в рамках христианского мировоззрения нормальным кажется положение, когда черные начинают, но белые выигрывают. Белое должно быть сверху черного на том же основании, что бог на небе, а дьявол в преисподней внизу.


Белый — это вдох и растянутое «аааааа». Легкость, движение вверх, воздух, бестелесность. Отсутствие акцента, отсутствие завершености, растворение в свете, в среде, в атмане, в традиции. Черный сжимает пространство, ставит точку и означает контроль. Люди тропического пояса, так красиво выглядящие в белом с головы до ног, имеют смуглые лица и черные головы — ту самую визуальную точку, которой не сможет поставить белокожая блондинка и будет выглядеть в аналогичном наряде как белая моль.

Белый цвет — цвет добра, а значит — подчинения порядку. Отправляясь на интервью в солидную корпорацию, надевайте белую рубашку. Это цвет дисциплины и регулярной стирки. Это позитивное отсутствие индивидуальности и эмоций. Но оденьтесь с головы до ног в белое — и впечатление “утро плантатора” /”ангел в холодильнике” будет окончательным. С головы до ног белое — это уже оторванность от всего земного с ноткой безумия и допустимо для детей, юных невест и романтических дев на курорте. Такое впечатление, что стирка и невинные мечты занимают все ваше время — ну или все время ваших слуг. Это беспечный цвет, цвет, незнакомый с реалиями нашего мира.

Черный — цвет не то, чтобы злой, но загадочный. Цвет театра и людей искусства, и одновременно — цвет монахов и подвижников, часть из которых — миллиардеры. Люди, одетые в черный с головы до ног, или прячутся и стараются слиться с темнотой, или хотят, чтобы ничто не отвлекало от их личности. В любом случае, их индивидуальность очень важна. Также как и анонимность. «Безымянность — твоё имя. Молчание — твой родной язык. Ты больше не часть общества. Ты выпадаешь из системы. Ты над ней. Вне её».** Это цвет людей, которые знают слишком много и в их знании много печали.

Темный низ/светлый верх это не только нормальное естественное положение в христианской символистике, это также закреплено в нас биологически. Земля черная — воздух бесцветный: белый. Сверху — свет, снизу — тьма. Если вы обнаружите себя под чернотой, а под ногами у вас будет бело — вы почувствуете, что стоите на голове. Тиха арктическая ночь. Мир, где человек изначально не жил и в наше время тоже не очень-то рвется, потому что выжить в таком месте невозможно. Чернота сверху вызывает инстинктивную тревогу, в особенности если она попирает белизну, намекая на перевернутую вселенную. Поэтому черный верх/белый низ вызывает ощущение переворота мира с ног на голову, революции, неподчинения и самоуправства. А не только потому, что мы привыкли к школьной форме, которая универсально по всему миру белый верх/темный низ.

Если даже не умничать, самое банальное расхождение белого и черного низа — это элементарная бытовая практичность. Все знают по горькому опыту, полученному в детском саду, что белые юбки и брюки это «марко». Это касается, разумеется, любых белых предметов одежды, но чем предмет одежды ближе к земле (асфальту, песочнице, навозу, лужам, шинам), тем труднее поддерживать его непорочную белизну, несмотря на все достижения бытовой химии.

Поэтому «белый низ» вызывает мгновенный приступ паники, тут же сменяющийся осознанием, какой власти над миром и обстоятельствами достиг человек, не боящийся на что-нибудь сесть. То есть, или в его мире просто нет грязи, или он легко может исправить ситуацию — прикосновением волшебной палочки вывести пятно от кетчупа или просто выкинуть испорченные брюки и немедленно купить новые, сверкающей белизны. Это мгновенный сигнал богатства и власти, сравнимый с тем, который подает очень неудобная обувь: этот человек неподвластен банальным проблемам реального мира. Какое всемирное тяготение? Какая пыль?..

Люди же, в чьем мире присутствует стирка, испокон века носили белое на теле, под защитой верхнего платья***. Аж до самого двадцатого века белье как постельное, так и нижнее, было или белое или натурального цвета неокрашенной ткани — то есть почти белое. Это было вызвано тем, что белье стирали кипячением, и любая краска бы с него слиняла. Цветное белье подсознательно воспринималось как грязное, негигиеничное. Голубые мужские рубашки, которые сейчас — корпоративный стандарт, вошли в обиход только к двадцатым годам XX века, а до этого джентльмены носили один цвет рубашек: белый. Пресловутая белая футболка с джинсами вызвала такой фурор и отторжение в пятидесятых годах, потому что в глазах людей того времени это была нижняя одежда и выглядело это примерно как сейчас бы выглядела рубашка, заправленная в белые трусы.

Белые брюки до сих пор напоминают о подштанниках, белые юбки — о подъюбниках. Не только черный цвет неуместен и психологически неудобен наверху — белый также неловко чувствует себя внизу. Гигиеническая, интимная часть жизни оказывается чересчур близка к грязным парковым скамейкам. Грешно вспоминать о нижнем белье среди бела дня. Ваши гениталии нужно прикрывать темными цветами — чтоб не лезли в глаза, прятались и вообще это демонское место.

Темное кажется более плотным и до недавнего времени «чем ближе к земле, тем плотнее одежда» было незыблемым принципом стайлинга. Долго, очень долго люди старались поплотнее укутать нижнюю часть тела, сделать ее более абстрактной и менее анатомически очевидной. Так мы крепче стояли на земле и были менее уязвимы. Фактически, черная рубашка с белыми брюками выглядит как шифоновая юбка из-под кожаной куртки. Рискованное балансирование пирамиды, поставленной на угол. Хочется вскрикнуть «О закрой свои бледные ноги». Не только мы, но и современники инстинктивно почувствовали в этом моностихе что-то медицински-неприличное, хотя сам Брюсов будто бы ответил на прямой вопрос о смысле текста: «Чего, чего только не плели газетные писаки по поводу этой строки, … а это просто обращение к распятию».
Есть еще одна интересная мелочь. К белому стремится взгляд. Когда он у лица — взгляд человека смотрящего на вас пробегает вверх и к лицу, когда он внизу — взгляд бежит к вашим ногам, т.е. вы мало того, что приглашаете всех полюбоваться на ваши — кель оррер! — ноги, но заставляете человека опускать перед вами глаза. Это как сажать посетителя в низкое кресло: акт небольшого подпольного принуждения. С легким сексуальным подтекстом. Используйте манипулятивные техники благоразумно, не злоупотребляйте ими перед начальством.
Я не отговариваю вас носить белый верх / черный низ, я только замечаю, что это требует большего мастерства и фантазии. Банальность этой схемы будет висеть над вами дамокловым мечом, и если банальность не является вашей целью (нет ничего плохого в том, чтобы выглядеть банально в тех ситуациях, где излишняя индивидуальность не поощряется и не вознаграждается) — вы замучаетесь вминать изюминку в эту ромовую бабу. Мне трудно не использовать слово шик. Элегантность — это не то, и «выглядеть дорого» — это не синоним. Шик означает экспертизу. Знание и умение выглядеть так, чтобы производить яркое положительное впечатление власти. Черный верх/белый низ имеет способность придавать вашему образу шик без дополнительных усилий. Уверенность в себе, демонстрация контроля над обстоятельствами и отказ подчиняться традициям транслируются в высокий статус увереннее, чем все помпезные бренды, все красные подошвы в мире. Хрустальная мечта детства — мир, где все поголовно в белых штанах. Слышите, Шура?

Отсюда: https://glam-fille.blogspot.com/2019/07/blog-post_18.html

Tags: Задумчивое, Мода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments