wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

"Ночное кино", или - нечто вместо рецензии))


Лето - это ещё и время читать книги, так как читать их в рабочее время иногда банально нет сил. Вот конкретно этот бестселлер  - детектив "Ночное кино" притащила мне сестрёнка Миас, большая поклонница детективов и книжных новинок.
Действительно, редкий случай, но повествование оказалось очень интересным. Ко всему - новая форма подачи текста,хотя казалось бы, всё уже перепробовано, и всё не ново под луной.

Сначала пару слов об авторе. Мариша Пессл, американка из Окленда - достаточно молодой автор, 41 год всего. Но в то же время, судя по всему - любитель мистики и неоготики. Роман этот ею сильно проникнут, хотя в отличие от типичных женских романов любовных линий ( действующих) нет, и - разве что ретроспективным рефреном идут воспоминания о потерянной любви.
Почему я заговорила про новую форму подачи? Да потому, что главы романа перемежаются с интересными "посторонними источниками"  - страницами газет, на которых рассказывается то о самоубийстве девушки, то о её легендарном отце, то о людях, которые его видели. Выглядит это примерно вот так:

Читать их будет явно затруднительно, так как шрифт мелкий, а фон кое-где чёрный. Ко всему, загадки книге добавляет таинственный сайт героя, "Чёрная доска", где встречаются его поклонники. Страницы сайта - сплошная чернота, как в переносном, так и в прямом смысле слова.
 Но - давайте перейдём к содержанию книги. Главный герой, журналист Скотт Макгрет, гоняется за таинственной личностью - легендарным режиссёром Станисласом Кордовой, которого 30 лет никто не видит. То есть видят, конечно, но - ограниченный круг людей. Станислас Кордова ушёл от мира, спрятавшись в своём поместье "Гребень" в горах Адирондака - купив его у семьи не менее легендарного миллионера Рокфеллера. Самого Кордову  видят только его актёры, но дают подписку о неразглашении, что там за высокими стенами ( поместье оснащено реально длинными высокими стенами по всему периметру). Разумеется, все сгорают от интереса к этому Кордове, который снимает "ночное кино" - фильмы ужасов  исключительно для закрытых показов. Снимает свои фильмы Кордова тоже на территории своего поместья.

Найти Кордову для Макгрета - дело чести, так как в начале этих поисков Кордова здорово Макгрета подставил. Макгрету позвонил некий человек с именем Джон и рассказал, что Кордова якобы по ночам разыскивает детские вещи и "что-то делает с детьми". Макгрет имел неосторожность выпалить всё это в прямом эфире ТВ, обвинив режиссёра зазря, за что и поплатился своей карьерой.
А пять лет спустя у Кордовы загадочным образом совершает самоубийство дочь Александра  - она же Сандра Деруин, талантливая пианистка. Октябрьской ночью тело девушки находят в заброшеном пакгаузе на Манхеттене, где она, по полицейским сводкам, бросилась вниз с высоты и разбилась.
Сама ли она бросилась или ей помогли? Это самый большой вопрос книги.
У Кордовы красивый девиз - три "С":"Самовластный. Смертоносный. Совершенный". Загадочным символом помечены его фильмы - это гигантский глаз ( привет Саурону!) с птицей в зрачке. И само собой, при его затворничестве и странностях, связанных с его личностью, журналист Макгрет подозревает, что Кордова сам и укокошил свою дочь. Заодно можно же и расследовать, кто он такой, этот Кордова?
У Макгрета появляются двое помощников: молодой человек Хоппер, бывший знакомый Александры, и гардеробщица Нора Холлидей, которой Александра оставила своё красное пальто.  Интересным путём пойдут эти трое: будут они встречаться со всеми людьми, кто только видел Александру и узнавать о её последних днях. И вот тут начнётся настоящая мистика... колдовство, магия, волшебные существа и предметы, тень которых будет отделяться от них.

...Что самое странное, объяснение тайны Александры будет совсем не мистическим, хотя мистика никуда не денется. Ради одного этого, я считаю, книгу стоит прочесть.
Что понравилось мне в книге? Её неоднозначность. Казалось бы, свидетельства разных людей ведут в одном направлении объяснения тайны Сандры, а потом вдруг в обход логики нарисуется совсем другое объяснение - и окажется настоящим. Казалось бы, мистики больше нет...но закончится книга опять же мистикой! Это такой приём ( двойное отрицание?), который подзабыт многими современными писателями, но его любили такие классики детектива, как Агата Кристи или Жорж Сименон.
Оригинальная подача  "Ночного кино" также порадовала. Мне, например, было очень прикольно читать страницы газет или сайтов прямо в книге - такая журналистика в писательстве. Опять же, благодаря этому приёму у читателя складывается ощущение, что он сам проводит расследование и знакомится с материалами  дела вместе с героями.
Порадуют и описания: особенно запомнится описание тайного ночного клуба "Ублиетт", где силою компьютерной графики будут воссозданы настоящие волны моря и - дневные красоты Адриатики и греческой архитектуры в виде колонн, капителей и прочего. Теперь мечтаю вот побывать в таком клубе!

Есть, конечно, и откровенно слабые места в книге, скажу честно. Например, тот факт, что поместье Кордовы в конечном итоге оказывается отдано его фанатам ( и прикиньте, ни главные герои, ни остальная Америка об этом ни сном, ни духом не ведает) - очень сомнителен, так как если столь известный режиссёр отдаёт свою недвижимость не кому-то одному, а целому сонму людей, тайну скрыть очень трудно, она непременно просочится в прессу. Ещё старик Мюллер в "17-ти мгновениях весны" говаривал, что "То, что знают трое, знает и свинья". А тут все свиньи молчат до того, что ближайшие соседи поместья ни о чём не догадываются.
Трудно также оказывается понять, откуда вторая жена Кордовы, актриса Марлоу Хьюз, разведясь с ним и больше не посещая его поместье, знает о том, что там творится и о проклятье Александры, ведь Александра - дочь от третьего брака?. Вроде как режиссёр с нею делится этим, но тогда - они должны где-то и как-то видеться или созваниваться, а Марлоу живёт полной затворницей.
Вообще очень много тут таинственности, затворниц и затворников, социопатов и прочих личностей, желающих уйти от мира. Для тех, кто имеет схожий тип темперамента, наверное, будет интересно это прочесть.

...А от себя скажу, что чтиво это меня откровенно порадовало. Исчезающе мало сейчас книг, которые от первой до последней страницы держат тебя в напряжении, и не имеют слабых мест и той самой воды, которую авторы щедро льют в сюжетную линию, желая раздуть своё произведение до невообразимых размеров. Здесь этого нет, и любое описание тут к месту, и любые встреченные авторами детали ( будь то открытка на стене, название тоннеля, или случайная фраза героя) , как ружьё на стене у Станиславского: обязательно выстрелят в последнем акте. Что, как мне кажется, говорит о высоком профессионализме Мариши Пессл, и о грамотном построении ею сюжетной линии.
Вывод? Простой: побольше бы таких книг!
Tags: Прочитала, Рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments