wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Category:

Что такое масака и шанжан :)

Многие вещи, которые сразу были непонятны, мы узнаём с возрастом, и -  иногда совершенно случайно.
Например, у крайне нелюбимого мною Льва Толстого несколько раз применительно к балам мелькало такое название как - масака бархатное платье. Я была уверена, что эта масака ( Интернета тогда не было) - просто какой-то причудливый фасон, вид платья  XIX века. Причём носили это платье как взрослая матрона графиня Ростова, так и молодая княжна Марья - классическая некрасавица.
На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже».
Вот Анатоль Курагин приезжает свататься к богатой княжне Марье Болконской.
Княгиня Лиза тут же захотела принарядить золовку:
"... вели подать, у тебя там есть масака!.. а это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!"

Как выяснилось - это цвет платья! Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака». То есть, грубо говоря, массака - это знакомый всем нам пурпурный цвет.




Глаз Льва Толстого определяет массака как коричневый: княжне пытаются "спустить голубой шарф с коричневого платья", и она всё равно нехороша "в голубом шарфе и масака нарядном платье". Но ведь лилово-баклажанный цвет может казаться и коричневым.

В ЖЖ у cambria_1919 прочла интересные моменты и связанные с Достоевским и цветом масака. К слову, по тому времени этот цвет тоже не все знали, что следует из данного отрывка: https://cambria-1919.livejournal.com/55870.html

"С этим связан забавный случай: Достоевский уверял жену, что ей очень к лицу будет цвет массака. Он даже просил сшить такое платье.
Анна Григорьевна заинтересовалась и стала спрашивать в магазинах ткань этого цвета.
Но "торговцы недоумевали, а от одной старушки (уже впоследствии) я узнала, что массака - густо-лиловый цвет, и бархатом такого цвета прежде в Москве обивали гробы".
:)) ( интересно, а мужа спросить, что это за цвет, Анна не пробовала?)

У неё же есть ещё одно упоминание цвета масака - уже у Тургенева:
Тётка героя "Дворянского гнезда (1859), Глафира Петровна Лаврецкая, в старые времена, когда за ней безуспешно пытался ухаживать некий молодой сосед, надевала по такому случаю "свой праздничный чепец с лентами цвета массака и жёлтое платье из трю-трю-левантина".

Заметим, все дамы, использующие массака  ( кроме разве что Марии Болконской) - взрослые и замужние. Это связано с правилом той эпохи - разбивания цветов по возрастам. Дескать, пока девица юная и ходит в невестах, носить следует светлое платье. А первое нарядное тёмное (обычно бархатное) платье впервые шили только после замужества.
В наши дни мы тоже носим цвет массака - только не называем его больше так. Ну вот привыкли называть его пурпуром или лилово-фиолетовым, а тогда он был "тёмно-красным с синим отливом"



Ну а теперь - такое загадочное слово "шанжан". Как вы догадались, это тоже цвет.
Шанжан (фр. changeant, от changer — изменять) — цвет с переливающимися оттенками.


Ткань шанжан называют еще ткань-хамелеон. Этот материал может изменять свой цвет в зависимости от освещения, и от того, под каким углом зрения мы им любуемся. Цветные ткани бывают разные – окрашенные в один цвет, с набивными или купонными рисунками, но существуют и такие, которые обладают эффектом цветового перелива. Это достигается путем переплетения нитей, окрашенных в разный цвет.
Шанжан называется тафта  двулишневая, в которой основа бывает одного цвету, а уток иного цветуот чего в различных положениях к свету выходят на ней отливы цвету обоих шелков.
Читаем у Шарлотты Бронте в "Джен Эйр" описание гостей мистера Рочестера.

"Леди Лин — крупная, рослая особа, лет сорока, в роскошном атласном платье «шанжан», с весьма надменным лицом — держалась очень прямо. Ее волосы, оттененные голубым пером и убором из драгоценных камней, казались особенно темными."
( то есть выглядеть это могло в эпоху Джен Эйр примерно так, как на нижней картинке)



Шанжаном можно было назвать любое переливчатое платье - как, скажем, платье Мэгги из "Поющих в терновнике" Колин Мак Калоу.
...джиленбоунская портниха всю душу вложила в платье для Мэгги. Оно было без рукавов, сборчатый вырез открывал плечи и шею;
Чуть приталенное, платье из тонкого плотного креп-жоржета схвачено на бедрах поясом из той же материи. Оно матовое, светло-серое с нежным розоватым отливом, — в те годы цвет этот называли «пепел розы»; общими усилиями портниха с Мэгги расшили все платье крохотными розовыми бутонами.



 Ну а вот и наша Россия не отстаёт от мировой моды:
"Вечерние платья <1914-1916> шили по последним парижским образцам из шифона, крепдешина, шелка, газа, маркизета, ткани "шанжан" натурального или искусственного шелка, чуть шероховатой на ощупь, переливающейся, что достигалось применением основы и утка противоположных цветов.. Появилась и шелковая материя "Сан-Жен" необычайной пестроты: основа красная, уток зеленый или основа синяя, уток желтый. Были модны кофточки из этих "двухцветок". Отец находил материю безвкусной, смеялся над модой и, глядя на дочерей, иронически поздравлял их: "Надели на себя яичницу с луком".
С. Н. Дурылин своем углу"


"Мама щупает добротность материи, а галантерейный приказчик над нею разводит руками; и говорит ей:
- "Шан-жан!"
Мамочка залюбуется желто-красным атласом; из руки приказчика остервенело лязгнули ножницы; закусались и прытко запрыгали по желто-красным атласам: отхватить атласца и нам.
" Андрей Белый, "Котик Летаев"


Не избежала шанжана и я - уж очень люблю ткань-хамелеон. Я писала про это платье, зелёно-сиреневое, а сейчас могу его просто продемонстрировать: такие платья труднее всего фотографировать, потому что перелив то есть, то нет, то под другим углом оно кажется то серо-коричневым, то бежево-розовым. Шанжан, как он есть!

Tags: Задумчивое, Историческое, История, Мода, Цвета, Шитьё
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments