wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

"Т-34": нечто вместо рецензии)))

Ну что, вчера целый день (Победы) был посвящён просмотру разных военных фильмов. Всех-всех, начиная от совершенно дурацкого "Ржева" ( вот он был позавчера, и вызвал у меня большое недоумение своим названием: причём тут Ржев? Герои фильма всю дорогу обороняют-отбивают одну деревню Овсянниково, и Ржев тут имеет отношение к делу, как анекдотический Ленин - к картине "Ленин в Польше":)), чрезвычайно затянутой 4-хсерийной драмы "Батальоны просят огня" ( что-то мне показалось, что "Ржев" - попытка снять римейк на этот же сюжет), ми-ми-мишного фильма про малыша "Солдатик ( ну это ещё куда ни шло: было по крайней мере забавно посмотреть на приключения такого 5-летнего "сына полка), до - вполне себе неплохого фильма "Т-34".

Про этот фильм я слыхала от своих ребят-учеников - им он тоже понравился. И про себя вздыхала: мальчишкам всегда нравится война, что в книжках, что в фильмах, а в моей группе в основном - мальчики)))
Потом был Великий Новгород в новогоднюю неделю, и в кинотеатре там шёл фильм "Т-34". Но я опять его не посмотрела: в новогоднюю неделю действует традиция "Что посмотришь в это время - так и год начнёшь". Ну не хотелось начинать год с войны ( поэтому мы начали его с коронавируса, ха-ха:), пусть даже и не такой ужасной, как Вторая мировая.
И вот только вчера я наконец, сподобилась...и не пожалела!


Казалось бы: этот фильм в своё время много ругали, и писали разгромные рецензии. Но рецензии, честно говоря, касались каких-то глупых вещей: мол, не может немец-фашист быть благородным, и "играть в рыцарство".  Получилось обратная ситуация: после таких рецензий мне, наоборот, захотелось этот фильм посмотреть:))
Поэтому вчера, когда этот фильм показали по ТВ, я стала смотреть. И - сюжет зацепил, конечно.  Обвинители фильма вменяют ему в вину то, что на полях сражений Великой Отечественной происходит по сути, дуэль между двумя танкистами - русским и немецким. Но ведь и начинается противостояние двух героев с такой же "дуэли".По авторской задумке их даже зовут похоже - Коля и Клаус ( Николай и Николаус) Итак, танковый бой. Подразделение немецкого гауптмана Клауса Ягера из 11-й танковой дивизии вермахта сражается с нашими танкистами - Николаем Ивушкиным и его ребятами, среди которых есть механик Степан Василёнок. Стуация немного странна, поскольку, если "гауптман" - то речь идёт о вйсках СС, а не о вермахте, иначе был бы какой-нибудь "капитан" Ягер... 27 ноября происходит бой, во время которого Ивушкин и его экипаж уничтожают всю танковую роту Ягера, ричём первым выстрелом из засады — одним снарядом два танка сразу. В конце боя экипаж Клауса Ягера остаётся один на один с экипажем Ивушкина. После нескольких минут боя Ивушкин и Ягер подбивают машины друг друга. Выжить удаётся только Ягеру, а из наших танкистов - Ивушкину и механику-водителю Степану Василёнку, которые, будучи ранеными, попадают в плен.

И вот дальше действие происходит в плену. Ивушкина и Василёнка привозят в лагерь военнопленных, в Тюрингию, где по странному стечению судьбы оказывается и Клаус Ягер. Да, его в этот лагерь направляет сам Гиммлер, которому Ягер предлагает свою новую стратегию обучения курсантов на «живых» мишенях — подвижных советских танках, укомплектованных экипажами из числа военнопленных. Ну, и тут он встречает своего бывшего противника - Николая, и решает, что ему не найти человека лучше!  Николай на словах соглашается ( и то не сразу: Клаус грозится на его глазах убить девушку-переводчицу Анну, в которую Николай влюбился), но преследует свою собственную цель: получив в руки танк, сбежать из плена. И - благодаря удивительному мастерству танкистам их план удаётся! Ко всему, нашим танкистам ужасно везёт: их призывают очистить советский танк от трупов, а они, залезши в танк, находят там боеприпасы, 6 боевых зарядов!

Что в этом фильме действительно сильно - немцев играют настоящие немцы! Например, на снимке выше перед вами красавец Клаус Ягер, его играет немецкий актёр Винценц Кифер.

Поэтому немец получается не "картонный". как в фильме "Ржев" ( вот там немцы то и дело бегают, как в компьютерной игре с криками "Фойяр", и "Вас ист дас", и становится скучно), а самый что ни на есть натуральный. Второго немца, помощника этого Ягера, кстати, тоже играет "чистокровный ариец" - Джошуа Гроте. Поэтому и фильм получился натуральный.

Главный герой фильма - советский танкист Николай Ивушкин, кстати, тоже не подкачал. Его играет Александр Петров, молодой актёр. И глядя на его хитрый и упрямый взгляд, в такого героя тоже вполне веришь:


Теперь - немножко о слабых сторонах фильма. Подкачали моменты с военной формой: форма у Ягера армейская ( офицера Вермахта), а фуражка с мёртвой головой, как у офицера СС. Обращение к нему тоже странное: они обращаются к нему как к СС-овцу, а он говорит за столом: "Я не СС-овец, я из Вермахта).
Странновато  ( "Богом из машины") выглядит и ситуация с нахождением боеприпасов в танке. Почему немцы, посылая русских на задание, не проверяют этот  трофейный советский танк со всех сторон - неясно. Трупы, валяющиеся в танке, стали бы вонять, и уж немцы с их педантичностью не допустили  бы ни трупов, ни зарядов. Проще было бы сделать, что боевые заряды для танка русские украли бы со склада.
Любовная линия в фильме ( танкист Коля влюбляется в русскую переводчицу из Пскова, Аню) тоже оставляет желать. Коля и Аня как раз понятны и логичны ( встретились два одиночества в немецком плену), но в девушку вдруг влюбляется и Клаус, и - делает ей предложение))) Анна справедливо замечает Клаусу, что не нужно ему совершать рассовое преступление ( каковым является брак с русской), на что Клаус замечает, что она прекрасно знает немецкий язык, и он выдаст её за фольксдойче)) Причём Клаус, у которого эта переводчица в подчинении,  вполне может просто притащить её в свой кабинет и взять силой ( что было бы логично - кто церемонится с лагерными девицами?). Но нет, у него честные намерения ( он даёт Анне неделю на раздумья), что и позволило потом критикам фильма писать, что уж слишком идеальным получился немец со всех точек зрения!

А смешным моментом в фильме является сцена, где Анна с ключом залезает в кабинет Клауса, чтобы стащить у него карту местности - Николай и ребята хотят прорываться из Тюрингии в Моравию в Чехии. Она уже почти нашла карту, и вдруг услышала шаги.  Тут же она скидывает с себя кофту и укладывается к Клаусу в кровать. Входит его помощник, которого играет Гроте - и видит девушку раздетую в кровати:)) "Не может быть, - шепчет помощник, - ну надо же!" - и уходит. И вот тут тоже стрёмный момент: а если бы вошёл сам Клаус и обнаружил погуголую девушку в своей постели? Думаю, он не преминул бы воспользоваться ситуацией)))

Побег с танком по улицам немецких городов отдельно доставляет массу положительных эмоций! Примечательно, что немцы советского танка боятся, и беспрекословно выдают беглецам еду, одежду и даже кое-какую посуду. А Николай, залезши на танк, вдруг начинает читать немцам стихи Гёте - и говорит "Вот где ваша культура, а не всё вот это", показывая на немецкую свастику и имея ввиду нацистов.


И, наконец, финальный поединок, где опять дублируется начало: Николай и сотоварищи расстреливают немецкую засаду - танки "Пантеры", попадая в щель под башни танков, и остаётся только один танк, воюющий против них - естественно, опять же Клауса Ягера. Вот тогда Клаус открывает башню, высовывается из танка, и бросает перчатку русским ( критики именно этот момент считают наиболее слабым местом фильма, а мне это нравится больше всего). Клаус и дальше проявляет великодушие: даёт русским забрать своего раненого товарища из соседнего танка ( один из новоявленных танкистов, Волчок, захватывает немецкий танк и терпит ранение) - и далее получается эпический бой на мосту над пропастью: на редкость красивые кадры, просто фильм-фэнтези!

Кстати, очень сильным местом является показ траектории полёта снарядов замедленными кадрами - сразу становится интересно смотреть, что куда попадает, и как именно идёт танковый бой. И когда русский танк разбивает танк Ягера, и Ягер, сильно раненый, перед падением его танка в реку напоследок пожимает руку Николаю - в этом и впрямь есть то, что можно назвать новым словом в череде скучных агиток по типу "наши- хорошие, фОшизДы- плохие". Давно у нас не было таких фильмов, скажу прямо!

Что-то есть в этом удивительном благородном сопернике, которому сопереживаешь, как и главному герою фильма. Супруг вчера выдал интересную мысль: "Благородство соперника делает и тебя самого в чём-то лучше, потому что не даёт тебе самому опускаться до низости при ведении боя".
Нет, фильм не предлагает переосмысливать войну с другой стороны: немцы были и остаются захватчиками. Нет, фильм не обеляет деяния немцев в лагерях, и не представляет их белыми и пушистыми: там же в фильме показан злобный начальник лагеря, который лупит кнутом русского танкиста и бьёт кулаком девушку. Нет, это - не как "Чёрная книга Арды" по отношению к "Сильмариллиону". Это просто - другой взгляд на вещи, где противник может быть не только исчадием ада, но и благородным, достойным человеком, даже если сражается на другой стороне и за другую идеологию.

За это - низкий поклон создателям фильма, и - даже странно, правда, что российский кинематограф сумел подняться на новую ступень. Поэтому я говорю вам: так держать!

Tags: Рецензия, Фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments