wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

О том, как опасно доверять портретам)))


Обычно исторические портреты не радуют нас красотой лиц изображённых на них личностей. Мы всё время делаем скидку на эпоху, и прощаем всё- сильно выпуклые лбы на поллица, вытаращенные глаза, отсутствие бровей и отсутствие хотя бы минимальной косметики, нездоровый вид, не правда ли? Говорим себе, что времена были другие, были другие каноны красоты, и живописцы старались им соответствовать. Например, знаменитая красавица французского двора мадам де Монтеспан кажется мне просто кошмарной, а вторая супруга короля мадам де Ментенон, которую современники считали некрасивой - вроде неплохой)))

Однако на этом портрете  кисти живописца Гольбейна - достаточно милая девушка даже на мой строгий, взыскательный современный вкус. Да, Анна Клевская, 4-я жена английского короля Генриха Восьмого. При этом Анну считали чуть ли не самой некрасивой женщиной своего времени. Почему же такая несправедливость?

Да, причина  её "некрасивости "тут банальна и проста: Анну отверг её жених, Генрих Восьмой. Вернее возжелал её, увидев вот этот самый портрет  кисти Гольбейна, и - страшно разочаровался, встретившись с настоящей Анной. Что заставило его поверить таланту живописца, и ни разу не съездить посмотреть на настоящую невесту, история умалчивает)))

Начать с того, что Генрих VIII  на момент знакомства с Анной похоронил трёх жен. Екатерина Арагонская, с которой он развёлся, умерла в изгнании, Анну Болейн король отправил на плаху, Джейн Сеймур умерла от родильной горячки, подарив супругу долгожданного сына. Снова пришла пора жениться.

Похоронив свою третью жену, английский монарх Генрих VIII принялся искать новую королеву, но получил вежливый отказ от семейств де Гиз, Габсбургов и некоторых других. Репутация монарха страшила потенциальных претенденток и не безосновательно. По совету Томаса Кромвеля, король решил не выбирать будущую королеву из католичек, а обратить свое внимание на дочерей герцога Клевского, который благоволил протестантам.


Сестер звали Анна и Амалия, и уже скоро королевский живописец Гольбейн пересек Ла-Манш, чтобы привезти своему сюзерену портреты девушек. Вот такой медальон являл собой портрет Анны, который Генрих увидел впервые:

Когда портреты принцесс доставили в Англию, то король пришел в неописуемый восторг от портрета Анны и немедленно отдал приказ о составлении брачного договора. Его не смущала даже недолгая помолвка избранницы с другим мужчиной, хотя это могло повлиять на законность заключаемого брака. Вскоре договор был подписан, и уже через несколько месяцев Анна прибыла на берега туманного Альбиона.

Анне на момент знакомства с Генрихом было 25 лет. По меркам того времени девушка была уже взрослой. Живописец Гольбейн польстил Анне, изобразив её нежной и хрупкой девой. На деле же Анна была рыжеволосой, крупной фламандкой, крайне далёкой от идеала английской красоты: слишком высока, черты лица слишком просты и грубы. К тому же очень плохо знала язык на момент знакомства с Генрихом. И одели её, как мне кажется, в неподходящий наряд. Красно-золотой - цвета английской короны - не особо подходил рыжей девушке, делая её ещё более крупной и громоздкой.

Есть интересный момент и первого знакомства: Анна Клевская  по прибытии в Англию по неосторожности сразу разочаровала Генриха. Король переоделся и инкогнито выехал навстречу невесте.  Когда Генрих вошёл к ней, она стояла у окна и наблюдала за боем быков, который шёл во дворе.Какой-то полноватый немолодой человек передал новогодний подарок от короля, Анна взяла подарок - но  самого короля не узнала, приняв за гонца. А дальше Генрих решил её поцеловать - и тут Анне довелось оттолкнуть рыхлого немолодого человека ( Генрих - выше на портрете), который" позволил себе лишнее". Генрих был в ярости: мало того, что Анна оказалась совсем не такой, как на картине, так еще и была глуповата и непроницательна! "Фламандская кобыла" - воскликнул рассерженный король, - "я её не хочу!"

Да...а слово королевское, между тем, было дано, и деваться было некуда. Не отсылать же принцессу обратно?

6 января 1540 года свадьба состоялась. . Король венчался с кислым лицом, невеста была испугана. Анна прекрасно знала,  как печальна была участь её предшественниц! Генрих пытался осуществить свой супружеский долг, но из этого ничего не вышло.
На утро после первой брачной ночи Генрих сказал нескольким своим придворным, в том числе, Кромвелю: "Раньше она мне не очень нравилась, но теперь она мне нравится еще меньше, потому что я увидел и почувствовал ее живот и ее грудь, и, как я могу судить, она не может быть девственницей".На следующий день Генрих велел советникам придумать повод для развода.

И повод оказался прост -  бывшая помолвка принцессы с герцогом Лотарингии, а также отсутствие консумации ( то есть, грубо говоря, отсутствие факта интимной жизни) между Анной и Генрихом. По меркам того времени это разрешалось и допускалось: королю ведь нужен наследник, а если он, грубо говоря, не может спать со своей избранницей и иметь от неё детей, какой смысл в свадьбе?
Как только развод свершился, Генрих моментально успокоился. Назначил Анну "любимой сестрой", поселил в замке Ричмонд, что ее полностью устраивало. Новый дом понравился королеве, к тому же это позволяло находиться как можно дальше от нелюбимого мужа.
И вот была ли она некрасивой - большой вопрос. Вот портрет Анны Клевской работы Корнелиса Мартинуса Вермюлена - на нём она вообще красотка.


Анна так и не вышла замуж, но сохранила с Генрихом добрые, тёплые отношения, и даже была очень довольно присланным им щедрым содержанием. Всё могло бы закончиться куда хуже! Но история, вообще говоря, была в портрете, которому явно не стоило верить. К слову, прочла интересную версию о том, что изначально на гольбейновском портрете у Анны был длинный нос, который художник потом закрасил - https://pailish.livejournal.com/1014098.html
Но так ли это? Вот портрет  Анны ещё одного художника Бартоломеуса Брейна-старшего ( платье, заметим, одно и то же с верхним портретом, а головной убор другой), где Анна изображена вполоборота: на нём нос совершенно ровный, обычного размера.


Кстати, разные художники изображали Анну по-разному: например, на портрете Бартеля Брюна та же Анна в 1540-м году, то есть в год своей свадьбы. Пухлая, щекастая, с двойным подбородком. Интересно, если бы Генриху попался этот портрет Анны вместо гольбейновского, он бы к ней посватался?)))

Да, вот такая история о портретах, льстивших принцессам. Хотя...Интереса ради - вот все жёны Генриха, собранные вместе - три Кати, две Ани и одна Джейн ( Анна - четвёртая): как по мне, Анна явно тут не самая некрасивая. Ну, не такая утончённая, как другая Анна - Болейн ( на портретах в середне сверху) Кэтрин Говард, следующая пятая жена Генриха, куда более грубая внешне, не беря уже Екатерину Арагонскую. Но - на вкус и на цвет товарищей нет))


Tags: Историческое, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments