wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

Гамельнский крысолов ( разбор легенды)


Обычно я разбираю сказки - как сказки. А вот "Гамельнский крысолов" - и не сказка вовсе, а средневековое предание.  Которое имеет даже год своего свершения - 1284-й. И - историческое подтверждение. На городской ратуше  Хамельна написано: "В году 1284-м, в День Иоанна и Павла 26 июня был Свистун в пёстрых одеждах с, кем  было 130 детей, в Гамельне рождённых, уведены и в горе потеряны».". Такую "сказку" даже разбирать страшно, всё равно как предание о Вавельском драконе, кости которого до сих пор хранятся в Вавельском замке города Кракова)))
И, тем не менее...

Вам всем это предание знакомо по мультфильму о мальчике Нильсе и его путешествии с дикими гусями. Ну а если точнее - эта же легенда легла в основу сюжета сказки Сельмы Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Там Нильс с гусями прилетают в замок, захваченных крысами. Нильс - делает волшебную дудочку, и с помощью прекрасной мелодии выводит крыс из замка - и топит их в море.


А что же было в исторической части легенды?  В которой, может, и крыс-то никаких не было)))
Самая ранняя версия легенды изложена в хрониках города Гамельна за 1375 год в нескольких строчках: «В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали».

Об этом событии много напоминаний. Например, ниже - этот витраж городской церкви Маркеткирхе, на котором изображён этот же сюжет ( сохранилась лишь его зарисовка)

То есть речь, заметим, идёт не о крысах, а о детях.  Но с чего бы загадочный незнакомец увёл из города детей? Без крыс история становится вовсе непонятной.

А дело было так. Богатый Гамельн одолело нашествие крыс, с которыми горожане никак не могли справиться. И тут как нельзя кстати появился некий бродячий музыкант, который пообещал избавить город от напасти за огромную по тем временам сумму.  Магистрат заключил с ним договор, по которому  город обязался выплатить  крысолову  столько денег, сколько он сможет унести. С помощью волшебной флейты музыкант вывел крыс за город к реке Везер, где крысы, влекомые звуками, вошли в реку и утонули. А когда магистрат города пошел на попятную и отказался платить обещанную сумму, флейтист точно так же поступил с городскими детьми.
26 июня, когда все взрослые были в церкви, в городе вновь заиграла флейта - но на сей раз на её звуки пошли не крысы, а дети. Крысолов повёл их через восточные ворота в сторону горы, где и исчез вместе с ними.  Впрочем, ушли не все: двое малышей вернулись, так как не успели вслед за остальными. Только вот один из них был слепым, а второй - немым, и они не сумели рассказать, куда ушли остальные.

Казалось бы, очень простая и поучительная легенда: не будьте жадными, люди, и выполняйте своё обещание, не то потеряете много больше. В XIX веке  была даже популярная песня «Крысолов из Гамельна». Она неприкрыто назидательна, её последние строки: «Людская жадность — вот он, яд, сгубивший гамельнских ребят». Однако из уст в уста передаётся
этот сюжет, да и в наши дни пишется много чего о Крысолове. Одну из лучших песен - Ростислава Чебыкина ( поёт Вика Юдина) -"Песня о Гамельнском крысолове"; могу порекомендовать. Как ни странно, песня написана от имени влюблённых в Крысолова крыс:


Но - кто же такой был этот загадочный Крысолов, так и остаётся тайной. Например, есть ряд предположений, что Крысолов приналдежал к Сокрытому народу эльфов. Ведь волшебные свойства в фольклоре приписывались музыке и пению   волшебному народу — фей и эльфов. Согласно легендам, услышавший это пение либо вскоре умрёт, либо покинет свой дом и будет искать волшебную страну, не зная покоя до конца своих дней. А ещё эльфы очень любили похищать маленьких детей — к крысам они, впрочем, подобной любви не питали.)))
Описание Крысолова похоже на эльфа, мы обсуждали это на форуме ( http://forum.elfheim.ru/index.php/topic,852.0.html): привожу тут строки баллады Роберта Браунинга "Пёстрый дудочник",  отражающий то же гаммельнское предание.

И в зал вступила странная фигура.
Двухцветный плащ ее скрывал:
Он был наполовину ал,
Наполовину - как желток;

Сам гость был тонок и высок,
Светловолос, но смуглолиц,
А взгляд - как сталь из-под ресниц!
И ни бородки, ни усов
И непонятно, кто таков.

Я — Пестрый Дудочник, уж так меня прозвали.
(И впрямь, на шее чужака
На пестром шарфе желто-алом
Висела дудочка легка.)


https://magazines.gorky.media/inostran/2006/1/pestryj-dudochnik.html

В  латинской хронике княжества Люненбургского Крысолов описывается как красивый молодой человек, играющий на ''серебряной флейте странных очертаний''. Вполне напоминает эльфийский народный инструмент! Да уж, Крысолов очень похож на жителя Волшебной страны, который захотел хорошей судьбы для детей. Он же увёл их потому, что жители Гамельна ему не заплатили: ну и что ждало бы детей с такими родителями - жадюгами?)))


Крысолов и это предание не одиноки. Подобные легенды встречаются в разных странах Европе.  Так, французы рассказывают о некоем монахе, который в отместку за обман магистрата увёл не детей, а домашних животных.
В Ирландии есть сказка о волынщике, уведшем за собой неведомо куда юношей и девушек из города.
На английском острове Уайт легенду о Гамельнском крысолове повторяют буквально слово в слово — с той незначительной разницей, что детей музыкант уводит не в гору, а в лес.
Да и в самой Германии сразу несколько городов претендуют на то, чтобы считаться родиной волшебника с флейтой, которого именуют то монахом-отшельником, то колдуном. В Бранденбурге существует история о неизвестном, играющем на органиструме, который появился ниоткуда и без каких-либо объяснений увёл за собой городских детей, скрывшись с ними в горе Мариенберг. Что это такое, отголоски какой истории мы слышим?

И самое главное - что же случилось с детьми? Давайте отметём версию с убийством детей, как несостоятельную. Когда Крысолов хотел избавиться от крыс, он увёл их к реке и утопил. С детьми же всё сложнее. Очень часто сам термин "исчезновение" трактуют как "смерть". ОТ себя скажу, что нигде, ни в одной из версий этой легенды я не встречала обнаружения трупов детей. Нет трупов - нет факта смерти. На самом деле скрыть 130 трупов, при том, что детей искали, и в хорошо знакомых окрестностях, - очень нелегкая задача.Если, как гласит версия легенды, они все дружно утонули в Везер – тела на дне не лежат, их бы по-любому нашли.
Пропали дети - люди сочли, что дети умерли или убиты. А если дети на самом деле попали в Волшебную страну, такую версию событий просто не рассматривали.

А если допустить самую простую версию, которую тоже описывают историки?  Хотели кушать - и съели Кука! Дети ушли с Крысоловом в другие земли, не нашли дороги домой, и остались там жить? Тогда должны быть какие-то подтверждения этому, и что самое забавное - они есть в  названиях городов.  Один из историков на карте Пруссии обнаружил ряд топонимов, которые напоминают названия населённых пунктов в окрестностях Хамельна. Так, городки Беверинген к северо-западу от Берлина и Беверинген в Восточной Пруссии могли быть основаны жителями местечка Беверунген неподалёку от Хамельна. Дети же могли помнить знакомые им названия! Есть ещё одно название - Хамельшпринге, что по соседству от Хамельна - вот к северу от Берлина есть город Хамельшпринг. Если предположить, что дети выжили, то можно легко представить, что они давали свои названия новым местам.

В общем, вот такая непростая легенда. О волшебной музыке, которая может послужить как доброму делу ( увести из города опустощающих его крыс), так и злому  ( увести из города детей, то есть по сути - лишить Гаммельн будущего).
Tags: #92днялета, Историческое, История, Сказка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments