wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

ВДНХ - великое святилище или храмовый комплекс?

Вчера видела у basilius3 прекрасные старые фотки нашего ВДНХ. И - кое-что вспомнила...

Если посетить Выставку достижений народного хозяйства, убеждаешься, что многие люди даже не подозревают, что находятся в абсолютно мистическом месте.
Любой, кто интересовался историей ВДНХ, знает, что первым главным архитектором выставки, тогда ещё всесоюзной сельскохозяйственной (ВСХВ), был Вячеслав Константинович Олтаржевский, которому и принадлежит идея создания экспозиции, как «центра вселенной». Казалось бы – просто выставка достижений в сельском хозяйстве зон рискованного земледелия на месте бывших останкинских болот… Причём здесь Вселенная? О...да вы сами посмотрите!




По задумке главного архитектора, площадь Механизации (ныне - площадь Промышленности) символически обозначала центр солнечной системы, а девять павильонов по периметру – планеты. На генеральном плане выставки эта площадь спроектирована в виде восьмиугольника (в христианстве – символ возрождения и вечной жизни, граница вещественного и горнего миров, земли и рая). В год своего открытия выставка как раз и продемонстрировала райское изобилие и плодов земных, и тучных стад. И даже, немного на отшибе, обильно колосящиеся и плодоносящие плантации сельскохозяйственных культур в их естественном виде. ВСХВ показывала народам СССР – верным путём идёте, товарищи. В настоящий рай.

А за два года до открытия ВСХВ, была выставка «Экспо-37» в Париже. Та самая, на которую почти тремя десятками железнодорожных платформ доставили монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».

Рабочий и колхозница - соединение не только Города и Деревни, Рабочих и Крестьян, но и - Мужского и Женского начала.

Для грамотного обращения к высшим силам обычно и строятся храмовые комплексы. Коих на нашей планете до сегодняшних дней сохранилось немало. Наш, ВСХВ, был самым современным и строил его весь советский народ. Не всегда, правда, догадываясь об этом.

В первый сезон открытия выставки в 1939 году, менее чем за три месяца, с 1 августа по 25 октября, её посетило более 3 миллионов человек. Ударников производства, приезжавших из других городов и весей, поселяли в гостиницу, обеспечивали трансфер до экспозиции, экскурсионное обслуживание и обучение передовым сельскохозяйственным методикам. Человек не только смотрел и развлекался, но и приобретал Знания.

Передача Знаний, тайных или явных, ищущим их - одна из главных функций классического храмового комплекса. Храмовый комплекс – это и приёмник, и передатчик. Сигналы, принимаемые свыше, должны грамотно интерпретироваться и распространяться среди определённого круга лиц.

За два года до начала Отечественной войны, когда всем уже было понятно, что её не избежать, был построен самый, если можно так выразиться, современный механизм общения с силами Вселенной. Для быстрой, полной и безоговорочной победы социализма во всём мире. Но после ареста главного архитектора Комплекса за год до его открытия и ссылки в северные лагеря что-то пошло не так…

ВСХВ - фото 1954 г. Фонтан "Каменный цветок", символизирующий Изобилие. А может, и помощь Потусторонних сил, ведь Даниле-мастеру помогала сама Хозяйка Медной горы!

По задумке своих создателей и идейных вдохновителей, Сталина и Олтаржевского, Выставка достижений народного хозяйства (а до 1959 года – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) есть ни что иное как портал в тонкий мир. Храм для обращения к силам Вселенной за помощью в созидании новой социалистической реальности. Рая на земле.

Храмовый комплекс ВДНХ спроектирован и построен по классическим канонам. Колоссальное сооружение триумфальной арки главного входа с архитектурными пропорциями золотого сечения необходимо для очищения от негативных энергий. Проходя через неё, человек как бы попадает в другой, лучший мир. 

На снимке - Триумфальная арка в 1954 году

Дорога к храму (Главному павильону) пролегает меж живых цветов и светильников-колосьев. Сам павильон, также как храм, украшен фресками. Только вместо библейских сюжетов – картины, воспевающие труд на благо общества и простых людей, отнюдь не небожителей.

За храмом – фонтан «Дружба народов», девичий хоровод (жёны-мироносицы) братских республик. Характерно, что хоровод не замкнутый и не «к зрителю задом», а такой – как бы приглашающий присоединиться. Встать в магический круг. Здесь, возле фонтана, по преданиям, находится одно из мест силы

Интересный факт. В середине фонтана находится инсталляция из трёх видов сельхозкультур, имеющих важное для народного хозяйства значение. На самом верхнем ярусе, чтобы вы думали? – Конопля. Исконно русская культура, до 70-х годов XX века дававшая значительные поступления в бюджет за счёт экспорта производимых из неё уникальной корабельной оснастки, бумаги и тканей.

На другой стороне площади Колхозов – фонтан «Каменный цветок», символизирующий изобилие. Которое обязательно наступит. Но не такое – с неба, а произведённое созидательным человеческим трудом.

Кто же должен был населять этот социалистический рай, чьи «новые библейские образы», живописные и скульптурные мы здесь видим? – Светлые лики людей труда, рабочих и колхозников, технической и творческой интеллигенции, счастливых детишек. Труд на благо общества, доступное образование, развитие науки и производства, семья – вот главные ценности будущего земного сообщества.

А теперь про самого Сталина. Вернее, про его монумент. Тот самый, 25-метровый, на площади Механизации (ныне – Промышленности). Который сравнивали с кощеевым яйцом в том смысле, что внутри него находился ещё один Сталин – поменьше. Макет памятника, который не решились утилизировать, а остроумно поместили внутрь большого. Сам монумент, под предлогом его улучшения и дальнейшего увеличения, демонтировали в 51 году. Через два года (опять два!) не стало и самого Иосифа Виссарионовича. Кто знает, как повернулся бы ход истории, если бы третий памятник взялись сооружать прямо над вторым… Красивая и логичная версия апгрейда. Но история, как мы знаем, не приемлет сослагательного наклонения.

Ну и, наконец, ещё про магию времени, про те самые два года. В 59-м Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была торжественно переименована в Выставку достижений народного хозяйства. Достижений! И в 1961 году мы, водрузив свою волшебную соху на подобающее ей место в музее… правильно! – полетели в космос.

Вот какой замечательный инструмент общения с Вселенной достался нам по наследству.Хочется верить, что нынешняя реконструкция ВДНХ «под 50-е» осуществляется с учётом непростой специфики этого комплекса и с грамотным использованием специальных знаний хранителей уникального архитектурного наследия (если таковые имеются). И очень бережно. Тонкие ж материи.
Отсюда: https://zen.yandex.ru/media/write_mari/vdnh--hramovyi-kompleks-i-centr-vselennoi-iii-5dcac779418cd54d70f2a022
Tags: Историческое, История, Магия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments