wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

О средних веках...

Разочарована! Той же самой книжкой "Средневековая Франция" Мари-Анн Поло же Болье, которую недавно здесь же хвалила. Прочла, отрецензировала, а теперь сижу вот и думаю: и чего нового в этой книге? Нет, старинные гравюры и биографический справочник в конце явно хороши: да и удобно это, уточнять, у какого короля какая жена первая, какая- вторая( лично я `чёткую очерёдность всех жён помню только у Генриха VIII). Но...

а) За исключением того, что Поло де Болье взяла довольно необычный период - c Х по ХIV вв, и назвала это "Высоким Средневековьем"( насколько я помню, "Высокое средневековье" - это с конца XI по XV вв, а Левандовский и вовсе пишет - с XII по XV принято считать его "Высоким"), ничего оригинального, включая мысли, я в книге не нашла. Скорее так: хорошее добротное повторение чужих хороших добротных мыслей. И - ВСЁ!
б) На мой взгляд, книга изобилует нелюбовью автора к периоду средних веков. То и дело попадаются фразы: "В то тёмное, нелёгкое время", "невежественные, необразованные люди" - ну, и т.д. Очень спорное утверждение, между прочим: это время, на мой взгляд, было куда лучше нашего, и куда честнее!
в) Очень мерзко описан поступок Алиенор Аквитанской, которая отправилась с мужем в Крестовый поход. Сказано примерно следующее: "То, что Алиенор отправилась туда с мужем, был вообще всеоющий позор, так как она ему открыто изменяла. А когда он с ней развёлся( нашёл-таки причину: брак был изначально родственным, и это припомнили), она взяла и вышла замуж за герцога( с которым, читай, изменяла:)" Я не понимаю таких вот личностных оценок от коллег-историков: по-моему, историк должен беспристрастно констатировать факт, как нас учили. Более того, я вообще не вижу позора в поступке Алиенор: она полюбила другого, и поступила честно - развелась с мужем- королём, и последовала за своей любовью. Какой тут позор? Честно поступила!
г) Я не медиевист, и вот тут могу ошибаться, но всё-таки: насколько правдив тот факт, что представители династии Капетингов-Валуа( Гуго Капет пришёл к власти уже в 987 году) могли лечить золотуху наложением рук? Насколько я знаю, такие таланты были только у Меровингов, которые воплощали сакральную власть во Франции, а с убийством Дагоберта Пипинном Коротким в Ренн-Ле-Шато(VIII век, и потому об этом уже Поло де Болье не пишет) всякую сакральность утратили, и даже свой законный атрибут - длинные волосы - перестали отпускать?

Чего-то книга, прямо скажем, не очень-то мне по душе...
Tags: Прочитала
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments