wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

Айя София

 Недавно в одной дискуссии у Эрегвен, касаемой одежды,  прозвучала мысль,  что к своему Богу мы относимся трепетно, к другим - спокойно. Ну и в подтверждение своих слов я вспомнила  необычную историю  - с храмом Святой Софии, на постройку которого использовали материалы от языческих храмов, а затем Айя София стала мечетью:)  Нашла в Инете интересную статейку, сохраняю.


Овладение Константинополем и проливами, открывающими выход в
Средиземное море, было idée fix русской внешней политики на протяжении
полутора веков, от Екатерины II и до Милюкова, министра иностранных дел
Временного правительства. Стратегическое значение Константинополя
(Стамбула) соединялось с его религиозным значением как центра
восточного христианства и бывшей столицы Восточной римской
(Византийской) империи. Изгнание мусульман-турок из Константинополя и
водружение креста на Святой Софии рассматривалось как историческая
миссия России. В ход шли пророчества византийского императора Льва
Премудрого о «народе русых», которые должны овладеть Константинополем и
утвердиться в нем. Это пророчество приводится, в частности, в повести о
взятии Царьграда Нестора-Искандера: «русии же род с прежде
создательными (т.е. создателями Царьграда) всего Измаила победят и
Седмахолмаго (т.е. Царьград) приимуть с прежде законными его, и в нем
воцарятся…»

Овладение Константинополем и проливами, открывающими выход в
Средиземное море, было idée fix русской внешней политики на протяжении
полутора веков, от Екатерины II и до Милюкова, министра иностранных дел
Временного правительства. Стратегическое значение Константинополя
(Стамбула) соединялось с его религиозным значением как центра
восточного христианства и бывшей столицы Восточной римской
(Византийской) империи. Изгнание мусульман-турок из Константинополя и
водружение креста на Святой Софии рассматривалось как историческая
миссия России. В ход шли пророчества византийского императора Льва
Премудрого о «народе русых», которые должны овладеть Константинополем и
утвердиться в нем. Это пророчество приводится, в частности, в повести о
взятии Царьграда Нестора-Искандера: «русии же род с прежде
создательными (т.е. создателями Царьграда) всего Измаила победят и
Седмахолмаго (т.е. Царьград) приимуть с прежде законными его, и в нем
воцарятся…»
В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная
базилика с куполом в центре. Купол покоится на «световом» барабане с 40
окнами, через которые струится солнечный свет, благодаря чему купол
кажется невесомым, парящим в воздухе. По словам Прокопия Кесарийского,
казалось, что купол не опирался на твердое основание, а как будто
подвешенный на золотых цепях, спускался с небес.

Эта кажущаяся легкость огромного купола обеспечивается путем умелого
распределения давления на несущие конструкции. Купол опирается на
паруса, которые поддерживают четыре мощных столба; с востока и запада к
куполу примыкают два больших полукупола, которые, в свою очередь,
передают распор меньшим экседрам; с севера и юга купол опирается на
арки с очень широким пролетом.

Опорами арок служат разноцветные колонны из желтого и зеленого
мрамора, красного порфира и гранита, ранее украшавшие различные
языческие храмы. Восемь больших колонн из красного порфира привезены из
Рима, а восемь колонн из гладкого зеленого мрамора, доставленные из
Малой Азии, раньше принадлежали храму богини Артемиды Эфесской,
считавшемуся одним из семи чудес света. (По другим данным, эти колонны
происходят из храмового комплекса в Баальбеке в Сирии)
. Доставленные из
разных стран колонны Святой Софии символизировали торжество
христианской религии над язычеством. На капителях колонн, покрытых
ажурной каменной резьбой, можно увидеть монограммы императора Юстиниана.



картинка

.


В известном стихотворении Осипа Мандельштама «Айя-София» (1912)

довольно точно описан архитектурный облик храма Св. Софии и
производимое им впечатление.


Айя-София — здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.


И всем векам — пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила Эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов.


Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток?


Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон — света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.


И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.

Святая София была главным храмом восточно-христианского мира до
завоевания Константинополя турками в 1453 году. Турки превратили собор
в мечеть: крест над куполом заменили полумесяцем, пристроили четыре
минарета, укрепили стены контрфорсами.
Может показаться странным, что
турки не стали уничтожать великолепные фрески и мозаики, а лишь покрыли
их сверху штукатуркой, да и то не сразу: многие из них видел и
зарисовал французский путешественник Грело в 1675 году.


В 1934 году, по указу Кемаля Ататюрка, Святая София перестала
функционировать как мечеть, а в 1935 году стала музеем. Фрески и
мозаики были расчищены от покрывавшей их штукатурки и отреставрированы.

Отсюда:http://clubs.ya.ru/4611686018427389532/4993
(^_^)
Крест на Святой Софии



Спрашивается - так чей это храм, по справедливости? Языческий храм Дианы Эфесской, раз пошли на него материалы, христианский Собор Святой Софии, или мечеть Айя София? Или вообще это "просто храм", место направления нашей энергии к Небесам, а каждый вкладывает в него что-то своё?
Или может быть, вспомним уже, что Бог - Един, которого все мы зовём Илу, Единый, что в Арде зовётся Илуватар?
Tags: Задумчивое, Историческое, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments