wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Category:

"Оттепель" головного мозга:)


Ну вот, пришло и моё время написать про этот сериал работы Тодоровского, про который я слышала два совершенно противоречивых мнения: первое - что это "удивительно точный срез эпохи хрущёвской оттепели, без прикрас", и второе - что это дешёвая  подделка под ту эпоху. Ну и что сказать-то? Второе мнение куда ближе к истине.


Вообще, фильм-сериал оставляет ощущения фальшивых шариков из анекдота, которые фальшивые потому, что радости никакой не приносят. Когда я читала критику, люди говорили в основном о курении, которого на экране явное обилие и о нарядах, несоответствующих эпохе. Но думается мне, что это не самое большое несоответствие, и несоответствие это продиктовано неправильно расставленными акцентами в фильме. Кино про то, как в ту эпоху снимали кино, и о всех, так сказать, сопутствующих причиндалах этого процесса. Всю дорогу, видя странные кадры фильма, я вопрошала маму: а во времена твоей молодости было принято такое? А в ваше время могло бы быть? И видя её гневное отрицание, всё больше убеждалась, что вижу пошлое нечто...или некую пошлость, уж не знаю.

Взять хотя бы любовную линию сюжета. На экране оператор Виктор Хрусталёв( Евгений Цыганов), разведённый   с женой-актрисой Ингой ( Виктория Исакова), ведёт весёлую и бурную половую жизнь: бабы в кадре сменяют одна другую, раздеваются голяком перед холодильником, голыми же гуляют по улицам, чтобы доказать оператору свою любовь, пьют как лошади, и т.д. Ну, положим, такое могло быть в любую эпоху, хотя и нетипично для постсталинского СССР. Но, может, это изображён мир кино, более свободный и раскрепощённый? Однажды в машину Хрусталёва садится девушка - студентка химфака Марианна Пичугина ( Анна Чиповская). В ту же ночь девушка, не знающая даже фамилии Хрусталёва, молниеносно оказывается в его постели. И так бывает тоже: мало ли какие девушки бывают! :)

А вот дальше начинается форменная задница: Хрусталёв, привыкший бросать этих баб на следующее же утро, мечтает отделаться и от Марианны: выставляет её вон, высаживает из машины в дождь, обещает поехать с нею в Питер - и бросает её одну с чемоданом, и т.д. И тут Марианна проявляет недюжинную прилипчивость: она ходит за ним, как привязанная, плачет, умоляет и отвязываться не собирается. Узнав, что Хрусталёв был женат, Марианна знакомится с бывшей женою Ингой, начинает выспрашивать у неё о Викторе, и т.д. И - получает потом по морде от этой самой жены!
Казалось бы, банальная, как мир, история...однако акценты в ней расставлены совершенно неправильно. Другие женщины, по мнению режиссёра и словами его героев - "бляди", а эта Марианна, которая не понимает слова "убирайся" и демонстрирует редкостное слабоумие - святая, "она же его любит!"
И таким же слабоумием обладает и молодой талантливый режиссёр Егор Мячин в исполнении Александра Яценко, который, увидев эту Марианну, хлопается посреди шоссе и мчащегося транспорта на колени и кричит: "Люди, я счастлив: я встретил девушку своей мечты!" Выглядит таковое пошло и фальшиво...ну да, как те фальшивые шарики. И его приход этим же вечером с тортиком домой к Марианне, чтобы сделать ей предложение - ещё более фальшив. То ли для автора слова "любовь" и "безумие" тождественны, то ли он пытается убедить в этом зрителя.

Неправильные акценты проявляются не только в любовной линии. Сами съёмки тоже доставляют немало. В "Оттепели" герои снимают фильм "Девушка и бригадир", помогая известному режиссёру Фёдору Кривицкому ( Михаил Ефремов отлично его сыграл!), повредившему себе спину. И вот всю дорогу творческого процесса они изрядно достают зрителя своими криками: "Я бесталанный, я не смогу это сыграть-снять-сделать!" и пишут заявление об уходе несчастному директору киностудии. Мне сложно сказать, что это - дань моде того времени, когда принято было демонстрировать миру свои сомнения и творческие муки, всю дорогу вопрошая  по-раскольниковски: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Но видя, как рьяно гоняется молодой режиссёр за именно белой лошадью в кадре или за именно красным чемоданом героини, понимаешь, что перед нами и впрямь бесталанный юноша, пытающийся заменить цветовыми пятнами на экране смысловое наполнение фильма.

Концовка тоже не порадовала смыслом: Хрусталёв уезжает в Одессу, оставляя жену вновь, а Марианна, забеременевшая от него и успевшая выйти замуж за режиссёра Мячина, приходит прощаться с ним на вокзал. Видимо, у автора была задумка повторить знаменитое пушкинское прощание Татьяны Лариной - "Но я другому отдана и буду век ему верна", но смотрелось это в фильме столь же фальшиво, как и всё остальное. К чему, зачем? Стала бы девушка прощаться с тем, кто выгнал её беременную, за порог? Впрочем, конкретно эта девушка умудрилась и беременная придти к мужчине с бутылкой - видимо, в надежде смягчить водкой податливое мужское сердце :) Кстати, Чиповская и как актриса не радует: уж очень неприятный, отталкивающий типаж получился!

В общем и целом: я не знаю, как меня хватило досмотреть всё это безобразие. В одном из критических отзывов обнаружила: В «Оттепели» же поведение героев больше напоминает «Дом-2». И то что 12-летняя дочка сопровождает интеллигентную маму на аборт — это перебор." Так что - "я сошла с ума, я смотрю "Дом-2"!

Теперь я с ужасом думаю о том, что, поскольку к фильму меня привлекла песня "Оттепель", какими негативными образами наполнится эта музыка. Её же не потянет слушать...

Мамино впечатление несильно от моего отличается: http://mossokol.livejournal.com/85895.html
Tags: Рецензия, Фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments