wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Category:

Кем же были лешие

Интересную информацию принёс наш форум "Эльфхейм" ( несколько дней уже её перевериваю). Когда меня раньше спрашивали, почему у славянских народов не было эльфов, аналоги находились быстро - сокрытые народы. Это и народ чудь, и северные сихиртя, народ холмов, и дивьи люди, и даже горные мастера Бажова - Хозяйка Медной годы и её свита.

И вот ещё одна необычная гипотеза, которой я обязана своей подруге Уне Лан: она собрала необычные факты о лесной "нечисти" - леших. И вы знаете...аналогии с Сокрытым народом действительно напрашиваются сами собой.


Меня раньше удивляло, почему во всех западных языках слово эльфы в разных видах есть, а в славянских – как бы нет. И вот вчера наткнулась на одно диалектное слово – и кое-что связалось.

( фото отсюда: http://uh.ru/a/1845983
Про леших тут все, небось, слышали. Про то, что лес невидимо охраняют, путников с дороги сбивают, что страшные, лохматые и все такое. Про то, что леший и нечистый – часто синонимы, думаю, тоже.

А вот про то, что иногда у леших и обычных женщин рождались дети – наверное, не все, но это неоднократно случалось в разного рода старых поверьях и преданиях. Что эти дети отличались от обычных не волосатостью и хвостом, а высоким ростом, силой и красотой – тоже, наверное, не все. Мало того, у таких детей было еще одно отличие – врожденное, чуть не с пеленок, искусство стрельбы из лука, с которым они не расставались. Ну и их советовалось сразу уничтожать – так как не человеческие это дети, а сами понимаете - от нечистого, поэтому лучше сразу подстраховаться. Вряд ли это делалось, но раз Церковь рекомендовала – такие дети случались.

Так вот, в русских северных диалектах наших родных многочисленных леших называли словом “еле” - кому что напоминает? :) Так что про лохматость и раздвоенные копыта – это скорее под влиянием христианства и суеверий. А если не такие уж и лохматые? :) И при этом – жили в лесу, берегли его? Да и на взгляд женщин – раз связывались и рожали, то – не так уж все было страшно, скорее, похоже – наоборот.

Навскидку покопалась в гугле – сама не ожидала, так как прежде никогда лешими не интересовалась. :)

Леший в русских народных верованиях отличается от нечистой силы. И прежде всего тем, что не боится креста. Больше того, он сам порой пользуется словом божьим во время драки с чертями. Только произнести это слово должен непременно кто-то из людей, а уж леший потом отблагодарит его по-царски.

Леший не вредит людям, он охраняет лесные богатства и его даже называли лесничим. Он, правда, любил подшутить над людьми, порой зло шутил, порой добродушно, но враждебным людям он не был. Нередко люди дружили с лешим, и он помогал им, требуя лишь, чтобы эти люди не хвалились его дружбой. Лешие брали дань с крестьян за право пасти скот в их владениях, но за это охраняли стада от диких зверей.

Временами лешие похищали детей, но только некрещеных или проклятых, эти дети вырастали в лесу и тоже становились лешими.

Вообще, леших было очень много, и каждый лес делился между ними на отдельные владения. Жили они в таких же жилищах, как и люди и тоже семьями - с жёнами и детьми. Могли лешие жениться и на деревенских женщинах и жили с ними в согласии. Жить у лешего было сытно, хотя и скучно.

Как самый обычный человек леший иногда нанимал себе работников и всегда честно с ними рассчитывался.

И выглядел леший вполне по-человечески, только левая пола кафтана у него запахнута за правую, в отличие от других людей. По описанию лешие напоминают не столько сверхъестественных существ, сколько загадочный лесной народ, живущий в лесах своей собственной жизнью.

Рассказывали, что леший обычно сидит на пеньке и чинит лапти, а когда месяц зайдёт за облако, леший кричит: "Свети, светило!" По описанию - обычный человек, только верящий в силу заговора.

Зато в лесу леший является полноправным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему беспрекословно.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Правда, шутки лешего бывают злые и пугают людей, да и проказят они грубо, как это и подобает неуклюжим лесным жителям. Леший может завести человека, собирающего грибы или ягоды, в глухие дебри, из которых тот долго не может выбраться. А то напустит в глаза такого тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Деревенские слухи настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек.

Однако леший не доводит человека до гибели.

К тому же одно из прозвищ лешего – албастый. Я, например, - этого не знала. Обратите внимание, что для него светило - месяц, что любит подшутить над человеком в лесу, бережет лес, зверей, птиц и тд.
Я склонна думать, что в лесу жили не только эльфы. Возможно – и обычные, скрывающиеся люди, и по Карлу Линнею - "человек ночной, или троглодитовый (пещерный)".  Так что – путаница закономерна.

Название лешего - “лобастый” как раз связано с албасты. В новгородском регионе его представляли одетым в белую одежду... но по мне – не в этом суть. Само слово “эльф” в западных языках не имеет внятного происхождения и корневых аналогов. Слово “еле” - учитывая поверья, что лешие селились целыми деревнями в еловых лесах, возможно, произошло от – ель. А если наоборот? И “еле” - было первичным? Да и само слово “лес” - тогда неясного происхождения, его нет не только в неславянских, его нет и в некоторых славянских языках. Например, у сербов таки есть слово “елка”, но говорить “лес” - не пытайтесь, не поймут.

Так что не произошло ли когда-то слово “лес” - от ель, а та – от “еле”, от названия народа, который когда-то селился в непроходимых еловых чащах?

Албасты, альбы, еле, элле, альвы, эльфы и так далее – как я вижу, устойчивая традиция в совершенно разных языках. О чем это говорит? О едином когда-то народе на территориях, занятых позже людьми с абсолютно разными языковыми системами и корнями, и это - ценно.



1. Когда-то в лесу жили некие “еле”, которые были не просто разрозненными личностями – а целым народом.

2. Этот народ, согласно поверьям, имел королевскую власть:

У леших существует своя государственная иерархия. Царь-воевода руководит всем царством леших. (с)

3. Этот народ хранил и оберегал лес и вел преимущественно ночной образ жизни. Его любили, понимали и слушались лесные звери.

Леший оберегает лес от напастей, часто — от людей, отсюда страшные истории, про то, как голову заморачивает и с дороги сбивает. Но лес — его территория, его дом, а поэтому лучше всегда быть вежливым, входя в него, чтобы ненароком не обидеть лесного хозяина. (с)

Очень любит сумерки, утреннее и ночное время. Хотя в тенистых лесных чащобах может появиться и днем. У него имеются личные тропы, ему не принято ходить по человеческим дорогам. (с)

Леший не вредит людям, он охраняет лесные богатства и его даже называли лесничим. (с)


4. Жили “еле” поселениями, семьями, имели жен и детей:

Вообще, леших было очень много, и каждый лес делился между ними на отдельные владения. Жили они в таких же жилищах, как и люди и тоже семьями - с жёнами и детьми. (с)

Живет леший не один, а вполне семейно. (с)


5. При случае они заключали браки с людьми:

В былые времена лешие совсем близко сошлись с человечеством, точнее, с его лучшей частью – девушками. (с)

6. “Еле” обладали немалым благосостоянием:

Житье у леших все-таки было, надо думать, не самым плохим, потому что рассказывали, будто бы девушки в некоторых местностях Тульской губернии сами убегали в лес для житья с ними, а через несколько лет возвращались с кучей денег. (с)

7. Этот народ называли в древних сакральных текстах “праведным”:

Как и многие другие представители нечистой силы, леший недолюбливает, когда его называют этим собственным именем. Поэтому у него немало интересных иных прозвищ - "лесовик", "вольный", "лешак", "ляд". Есть и еще одно - "праведный", которое используется в лечебных заговорах. (с)

8. Происхождение леших описывается идентично западно-европейским легендам о происхождении эльфов:

Белорусский вариант производит леших от "двенадцати пар детей" Адама и Евы. Когда Бог пришел посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других "под дуб сховали". От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих — нечисть, которая не уступает им числом. (с)

9. Есть отголоски о подземных жилищах леших (холмах - ?):

В ином мире лешие спят в темных подземельях, успокаиваясь до весеннего пробуждения. (с)

Описание подземелья Лешего в датской сказке:

Вскарабкался мальчик лешему на плечи, шею его коленками зажал, пальцами крепко за его мохнатую гриву уцепился. В тот же миг засосала их обоих трясина и очутились они в подземном дворце. Привел леший мальчика в роскошные покои, смазал ему раны и ссадины целебным снадобьем. А потом накормил, напоил принца и уложил его на пуховую постель, под шелковое покрывало.

Наутро повел леший принца свои подземные владения показывать. Увидел мальчик и сады цветущие, и луга заливные, и поля колосистые. Увидел и табуны коней - гнедых, вороных и арабских скакунов белых. И еще показал ему леший в своих дворцах залы для игрищ рыцарских, палаты оружейные, а в них - доспехи из золота и серебра, пики и рапиры острые, кинжалы из вороненой стали. (с)


10. Лешие отличаются от людей крепостью и здоровьем, они фактически бессмертны, но могут быть убиты. (!)

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их "мэнквами" (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: "В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает". (с)

Живуч, но может быть убит из ружья. (с)


11. Вообще у леших много аналогов с рассказами о поведении мифологических эльфов – вплоть до воровства и подмены детей и превращения сухих листьев в золото.

Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего "добрым дядюшкой". Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном. (с)

Впрочем, за услуги, которые иногда им оказывают деревенские жители (например, починить сломанную вещь), лисунки награждают древесной корой или угольями, которые затем превращаются в золото и самоцветы. (с)


Я уверена, что позже с народом “еле” путали поселения ушедших в леса язычников, раскольников, людей, скрывающихся от властей и просто одичавших людей – но все же, думаю, можно предположить, что в России существовал многочисленный некогда народ, рассказы о котором во многом соответствуют западным легендам о лесных эльфах.

 Западно-славянский аналог народа еле – вилы: “очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями. Они одеты в волшебные платья, кто отнимал у них платье, тому они подчинялись”.

Так что - у польских, чешских, балканских родственников лешего ни зеленых бород, ни лохматости не наблюдалось. :)

У немецкого поэта XIX века Генриха Гейне вилии описаны как призраки-танцовщицы девушек умерших до свадьбы. Они могут встретиться ночью и исчезают на рассвете. Одеты в подвенечное платье, с венками и кольцами. Если встретят на большой дороге ночью молодого человека — вовлекают со смехом и обаянием в танец, и танцующий умирает. Генрих Гейне уподобляет их эльфам (феям) и вакханкам. Он писал, что эта легенда славянского происхождения. (с)
Tags: Важное, Эльфы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments