?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile My Website Previous Previous Next Next
Fairyland
Credendo vides
wetfield
wetfield
Кем же были лешие
Интересную информацию принёс наш форум "Эльфхейм" ( несколько дней уже её перевериваю). Когда меня раньше спрашивали, почему у славянских народов не было эльфов, аналоги находились быстро - сокрытые народы. Это и народ чудь, и северные сихиртя, народ холмов, и дивьи люди, и даже горные мастера Бажова - Хозяйка Медной годы и её свита.

И вот ещё одна необычная гипотеза, которой я обязана своей подруге Уне Лан: она собрала необычные факты о лесной "нечисти" - леших. И вы знаете...аналогии с Сокрытым народом действительно напрашиваются сами собой.


Меня раньше удивляло, почему во всех западных языках слово эльфы в разных видах есть, а в славянских – как бы нет. И вот вчера наткнулась на одно диалектное слово – и кое-что связалось.

( фото отсюда: http://uh.ru/a/1845983
Про леших тут все, небось, слышали. Про то, что лес невидимо охраняют, путников с дороги сбивают, что страшные, лохматые и все такое. Про то, что леший и нечистый – часто синонимы, думаю, тоже.

А вот про то, что иногда у леших и обычных женщин рождались дети – наверное, не все, но это неоднократно случалось в разного рода старых поверьях и преданиях. Что эти дети отличались от обычных не волосатостью и хвостом, а высоким ростом, силой и красотой – тоже, наверное, не все. Мало того, у таких детей было еще одно отличие – врожденное, чуть не с пеленок, искусство стрельбы из лука, с которым они не расставались. Ну и их советовалось сразу уничтожать – так как не человеческие это дети, а сами понимаете - от нечистого, поэтому лучше сразу подстраховаться. Вряд ли это делалось, но раз Церковь рекомендовала – такие дети случались.

Так вот, в русских северных диалектах наших родных многочисленных леших называли словом “еле” - кому что напоминает? :) Так что про лохматость и раздвоенные копыта – это скорее под влиянием христианства и суеверий. А если не такие уж и лохматые? :) И при этом – жили в лесу, берегли его? Да и на взгляд женщин – раз связывались и рожали, то – не так уж все было страшно, скорее, похоже – наоборот.

Навскидку покопалась в гугле – сама не ожидала, так как прежде никогда лешими не интересовалась. :)

Леший в русских народных верованиях отличается от нечистой силы. И прежде всего тем, что не боится креста. Больше того, он сам порой пользуется словом божьим во время драки с чертями. Только произнести это слово должен непременно кто-то из людей, а уж леший потом отблагодарит его по-царски.

Леший не вредит людям, он охраняет лесные богатства и его даже называли лесничим. Он, правда, любил подшутить над людьми, порой зло шутил, порой добродушно, но враждебным людям он не был. Нередко люди дружили с лешим, и он помогал им, требуя лишь, чтобы эти люди не хвалились его дружбой. Лешие брали дань с крестьян за право пасти скот в их владениях, но за это охраняли стада от диких зверей.

Временами лешие похищали детей, но только некрещеных или проклятых, эти дети вырастали в лесу и тоже становились лешими.

Вообще, леших было очень много, и каждый лес делился между ними на отдельные владения. Жили они в таких же жилищах, как и люди и тоже семьями - с жёнами и детьми. Могли лешие жениться и на деревенских женщинах и жили с ними в согласии. Жить у лешего было сытно, хотя и скучно.

Как самый обычный человек леший иногда нанимал себе работников и всегда честно с ними рассчитывался.

И выглядел леший вполне по-человечески, только левая пола кафтана у него запахнута за правую, в отличие от других людей. По описанию лешие напоминают не столько сверхъестественных существ, сколько загадочный лесной народ, живущий в лесах своей собственной жизнью.

Рассказывали, что леший обычно сидит на пеньке и чинит лапти, а когда месяц зайдёт за облако, леший кричит: "Свети, светило!" По описанию - обычный человек, только верящий в силу заговора.

Зато в лесу леший является полноправным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему беспрекословно.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Правда, шутки лешего бывают злые и пугают людей, да и проказят они грубо, как это и подобает неуклюжим лесным жителям. Леший может завести человека, собирающего грибы или ягоды, в глухие дебри, из которых тот долго не может выбраться. А то напустит в глаза такого тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Деревенские слухи настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек.

Однако леший не доводит человека до гибели.

К тому же одно из прозвищ лешего – албастый. Я, например, - этого не знала. Обратите внимание, что для него светило - месяц, что любит подшутить над человеком в лесу, бережет лес, зверей, птиц и тд.
Я склонна думать, что в лесу жили не только эльфы. Возможно – и обычные, скрывающиеся люди, и по Карлу Линнею - "человек ночной, или троглодитовый (пещерный)".  Так что – путаница закономерна.

Название лешего - “лобастый” как раз связано с албасты. В новгородском регионе его представляли одетым в белую одежду... но по мне – не в этом суть. Само слово “эльф” в западных языках не имеет внятного происхождения и корневых аналогов. Слово “еле” - учитывая поверья, что лешие селились целыми деревнями в еловых лесах, возможно, произошло от – ель. А если наоборот? И “еле” - было первичным? Да и само слово “лес” - тогда неясного происхождения, его нет не только в неславянских, его нет и в некоторых славянских языках. Например, у сербов таки есть слово “елка”, но говорить “лес” - не пытайтесь, не поймут.

Так что не произошло ли когда-то слово “лес” - от ель, а та – от “еле”, от названия народа, который когда-то селился в непроходимых еловых чащах?

Албасты, альбы, еле, элле, альвы, эльфы и так далее – как я вижу, устойчивая традиция в совершенно разных языках. О чем это говорит? О едином когда-то народе на территориях, занятых позже людьми с абсолютно разными языковыми системами и корнями, и это - ценно.



1. Когда-то в лесу жили некие “еле”, которые были не просто разрозненными личностями – а целым народом.

2. Этот народ, согласно поверьям, имел королевскую власть:

У леших существует своя государственная иерархия. Царь-воевода руководит всем царством леших. (с)

3. Этот народ хранил и оберегал лес и вел преимущественно ночной образ жизни. Его любили, понимали и слушались лесные звери.

Леший оберегает лес от напастей, часто — от людей, отсюда страшные истории, про то, как голову заморачивает и с дороги сбивает. Но лес — его территория, его дом, а поэтому лучше всегда быть вежливым, входя в него, чтобы ненароком не обидеть лесного хозяина. (с)

Очень любит сумерки, утреннее и ночное время. Хотя в тенистых лесных чащобах может появиться и днем. У него имеются личные тропы, ему не принято ходить по человеческим дорогам. (с)

Леший не вредит людям, он охраняет лесные богатства и его даже называли лесничим. (с)


4. Жили “еле” поселениями, семьями, имели жен и детей:

Вообще, леших было очень много, и каждый лес делился между ними на отдельные владения. Жили они в таких же жилищах, как и люди и тоже семьями - с жёнами и детьми. (с)

Живет леший не один, а вполне семейно. (с)


5. При случае они заключали браки с людьми:

В былые времена лешие совсем близко сошлись с человечеством, точнее, с его лучшей частью – девушками. (с)

6. “Еле” обладали немалым благосостоянием:

Житье у леших все-таки было, надо думать, не самым плохим, потому что рассказывали, будто бы девушки в некоторых местностях Тульской губернии сами убегали в лес для житья с ними, а через несколько лет возвращались с кучей денег. (с)

7. Этот народ называли в древних сакральных текстах “праведным”:

Как и многие другие представители нечистой силы, леший недолюбливает, когда его называют этим собственным именем. Поэтому у него немало интересных иных прозвищ - "лесовик", "вольный", "лешак", "ляд". Есть и еще одно - "праведный", которое используется в лечебных заговорах. (с)

8. Происхождение леших описывается идентично западно-европейским легендам о происхождении эльфов:

Белорусский вариант производит леших от "двенадцати пар детей" Адама и Евы. Когда Бог пришел посмотреть детей, родители шесть пар ему показали, а шесть других "под дуб сховали". От шести представленных Богу пар произошли люди, а от прочих — нечисть, которая не уступает им числом. (с)

9. Есть отголоски о подземных жилищах леших (холмах - ?):

В ином мире лешие спят в темных подземельях, успокаиваясь до весеннего пробуждения. (с)

Описание подземелья Лешего в датской сказке:

Вскарабкался мальчик лешему на плечи, шею его коленками зажал, пальцами крепко за его мохнатую гриву уцепился. В тот же миг засосала их обоих трясина и очутились они в подземном дворце. Привел леший мальчика в роскошные покои, смазал ему раны и ссадины целебным снадобьем. А потом накормил, напоил принца и уложил его на пуховую постель, под шелковое покрывало.

Наутро повел леший принца свои подземные владения показывать. Увидел мальчик и сады цветущие, и луга заливные, и поля колосистые. Увидел и табуны коней - гнедых, вороных и арабских скакунов белых. И еще показал ему леший в своих дворцах залы для игрищ рыцарских, палаты оружейные, а в них - доспехи из золота и серебра, пики и рапиры острые, кинжалы из вороненой стали. (с)


10. Лешие отличаются от людей крепостью и здоровьем, они фактически бессмертны, но могут быть убиты. (!)

В одном из сказаний манси говорится, что при сотворении человека боги использовали глину и лиственницу. Люди, созданные из лиственницы, с огромной скоростью разбежались по лесам и прозвали их "мэнквами" (лешими), они крепкие и в воде не тонут. А слепленные из глины медлительные создания стали обычными людьми, чей век недолог: "В воду человек упадет — тонет, жарко станет — из него вода выступает". (с)

Живуч, но может быть убит из ружья. (с)


11. Вообще у леших много аналогов с рассказами о поведении мифологических эльфов – вплоть до воровства и подмены детей и превращения сухих листьев в золото.

Лешие заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего "добрым дядюшкой". Иногда лешие уводят детей с собой, причем последние дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца, лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, иногда же оставляют свое детище, безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11-ти лет, подмёныш убегает в лес, а если остается между людьми, то делается колдуном. (с)

Впрочем, за услуги, которые иногда им оказывают деревенские жители (например, починить сломанную вещь), лисунки награждают древесной корой или угольями, которые затем превращаются в золото и самоцветы. (с)


Я уверена, что позже с народом “еле” путали поселения ушедших в леса язычников, раскольников, людей, скрывающихся от властей и просто одичавших людей – но все же, думаю, можно предположить, что в России существовал многочисленный некогда народ, рассказы о котором во многом соответствуют западным легендам о лесных эльфах.

 Западно-славянский аналог народа еле – вилы: “очаровательные девушки с распущенными волосами и крыльями. Они одеты в волшебные платья, кто отнимал у них платье, тому они подчинялись”.

Так что - у польских, чешских, балканских родственников лешего ни зеленых бород, ни лохматости не наблюдалось. :)

У немецкого поэта XIX века Генриха Гейне вилии описаны как призраки-танцовщицы девушек умерших до свадьбы. Они могут встретиться ночью и исчезают на рассвете. Одеты в подвенечное платье, с венками и кольцами. Если встретят на большой дороге ночью молодого человека — вовлекают со смехом и обаянием в танец, и танцующий умирает. Генрих Гейне уподобляет их эльфам (феям) и вакханкам. Он писал, что эта легенда славянского происхождения. (с)

Tags: ,

24 comments or Leave a comment
Comments
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 04:17 pm (UTC) (Link)
Хм-м, действительно очень интересно. Честно говоря, никогда не приходило в голову проводить аналогии между эльфами и лешими. Но что-то в этой теории есть, особенно с приведенными Вами обоснованиями. Не знала, что лешии жили сообществами и что у них были правители. Всегда себе представлала их одиночками. А у Вас получаются прямо лесные эльфы, а не лешии.
wetfield From: wetfield Date: May 29th, 2015 04:26 pm (UTC) (Link)
Мне и самой это было очень интересно, Арни, когда я читала об этом благодаря Униной подборке. Мне лешие тоже казались единичыми духами леса, а вот сообщества и правители - уже указание на народ. И что, если это правда информация об эльфах, искажённая фольклорными пересказами?

И где-то я встречала информацию про лесных духов в Финляндии, отыщу ещё раз, так кину вам ссылку.
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 05:38 pm (UTC) (Link)
О, в Финляндии вопрос о разных духах (и не только лесных) наводит на еще большие размышления. В финских легендах и сказках говорится о таких существах как haltiat (или haltijat) - именно это слово используется сейчас для обозначения эльфов. Оно имеет корень, обозначающий владение, управление, хозяйствование чем-то. Haltiat обычно связаны со своей стихией (прямо как эльфы с Ардой). И о них всегда говорится как о народе (väki). Есть народ леса (metsänväki), народ воды (vedenväki), подземный народ или народ земли (maanväki или maahiset), народ гор (kallionhaltijat, vuorenväki). У народов есть свои правители. И по описанию и привычкам они очень похожи на эльфов из сказок :) Те же шутки над людьми, а иногда помощь... В общем сходства хоть отбавляй :)
wetfield From: wetfield Date: May 29th, 2015 07:44 pm (UTC) (Link)
Спасибо, что сказали мне, как в Финляндии обозначают эльфов. А как-то описывают их ещё? Люди рассказывали о встрече с эльфами?

И да, я нашла это о Финляндии и лешем, правда, это легенда, как я понимаю:
http://turbina.ru/guide/Tampere-Finlyandiya-80208/Zametki/Suomiskie-khroniki-V-gostyakh-u-Leshego-68815/
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 09:10 pm (UTC) (Link)
Да, это легенда о том как возникли всякие объекты на местности. То что переведено как "леший" это hiisi - в принципе перевод достаточно близок, потому что по описаниям hiisi - это что-то вроде лешего. Во всяком случае народ, который живет как правило в лесу и людям не то чтобы враждебен, но не жалует. А может быть и враждебен. С другой стороны, есть легенды, что хииси в лесу охраняли людей от диких зверей.
У финнов вообще было принято все необычные объекты в природе объяснять деяниями hiisi или haltia. Например, hiidenkirnut - это странные отверстия в камнях, образовавшиеся при отходе ледника. В скале, например, глубокая воронка в форме спирали диаметром около метра - выглядит как нечто космическое. Научное объяснение, что водой пробило. А раньше объясняли, что хииси порезвился. Хииси в принципе более враждебны человеку чем эльфы.
Про встречи с эльфами - в другом комментарии.
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 09:36 pm (UTC) (Link)
А с haltia люди не только встречались, но считалось даже, что, например, охотник мог вызвать лесных эльфов. Для этого нужно было строгать серебро с монет трех королей, произнося заклинание, поклониться три раза и не бояться. Тогда кто-нибудь из лесного народа мог прийти и научить премудростям охоты.

Это заклинание :)
Salon herra, maan isäntä,
Kaunis kankahan eläjä,
Tule sanani kuulemahan,
Orpoa opettamahan,
Turvatonta turvimahan,
Tule jalan käytävälle,
Kahen silmän nähtävälle.

И в нем, кстати, представителя лесного народа называют красивым (kaunis).
wetfield From: wetfield Date: May 29th, 2015 10:02 pm (UTC) (Link)
За заклинание особое спасибо - и если представитель лесного народа вызывался, как красивый, это подтверждает всё вышесказанное. В России лешего изображали косматым стариком, а вот финны, видите, отмечали красоту лесовика.
kaunis - красивый? Интересно, название прибалтийского города Каунас - не то же слово?
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 10:46 pm (UTC) (Link)
Да, kaunis - по-фински значит красивый. Но, по мнению лингвистов, литовский Каунас с этим словом ничего общего не имеет. Лингвисты видят происхождение названия Каунас от других корней, например "каутис", что значит сражаться. А по мне, так мог бы быть и "красивый" - все лучше, чем сражаться :)
adarigell From: adarigell Date: May 30th, 2015 04:43 am (UTC) (Link)
Хииси - как здорово :) Оно что обозначает, это слово - ну, точный перевод?
Дело в том, что далекие от финно-угорских народов тюрки назыают духов - хозяев места (леса, гор, бродов и пр.): еси, ёси, ээси, иччи, йэси. Например: тайгадын ёси - тайги (леса и гор, если совсем точно)хозяева(шорский), урман йэси - леса хозяин(тат.), жол ээси - тропы или дороги хозяева (кырг.)

И по-киргизски ээле - значит "занять". То ись - занять место, стать его хозяином. :)

А такие промоины встречаются на скалах в Красноярских столбах. Не знаю, как их называли местные жители, там с 18 века уже русские живут. Но встречалось название, которое скалолазающий народ дал - купальня лешего. Очень похоже на то, что на Вашей фотке, только находится высоко на скале. :) У других промоин названия тоже есть, но они не к делу - скажем, Унитазик :)
airenyere From: airenyere Date: May 30th, 2015 07:26 am (UTC) (Link)
У слова hiisi одинаковый корень с древнегерманским hizi, обозначающим потустороннее. Считается, что от него и произошло. Изначально этим словом называли священные места - священные рощи или могильники предков. Так же по аналогии стали называть живших там духов. Вообще хииси во времена язычества было одним из самых главных и святых мест в поселении, поэтому часто встречается в именах городов и поселков. И соответственно в самом начале это были духи предков, в принципе хорошие духи, но которые могли и разгневаться, если их оскорбить.
Как это происходило и в других местах, с приходом христианства объекты старой веры были объявлены от лукавого и хииси превратились в бесов. Но поскольку старые предания сохранились, существа эти остались не однозначными и считается, что могут делать и хорошее.
Вообще очень много общего в преданиях и названиях у разных народов, хотя бы тот же хозяин места, который у финнов буквально haltia - слово, которым называют эльфов. То есть у финнов получился буквальный перевод "ээле", что для финнов абсолютно нормально - они предпочитали не заимствовать слова буквально, а делать для себя перевод на свой язык. Так что вполне может быть, что и финские название эльфов происходит от общего "ээле", "элле", просто перевели они его на финский. Но это уже мои домыслы :)))
wetfield From: wetfield Date: May 30th, 2015 08:06 am (UTC) (Link)
То есть хииси - в принципе, "потусторонний", Арни, или потусторонний с указанием на лесную природу? Потому что я поняла, что хальтиа - хозяин.
И мы опять пришли к этому же ээле, элле или еле - указанию на народ хэлле. Важные для меня сведения.
airenyere From: airenyere Date: May 30th, 2015 08:53 am (UTC) (Link)
Да, это буквально "потусторонний". А по поводу леса - если хииси изначально обозначало священное место - в том числе священную рощу (как у кельтов), то и связь с лесом есть, но не совсем такая как у леших, потому что акцент не на лесе, а на священном месте.
airenyere From: airenyere Date: May 30th, 2015 07:31 am (UTC) (Link)
А да, а воронка в скале буквально переводится с финского как "маслобойка лешего" (hiidenkirnu) - видимо из-за того, что отверстие спиральное.

Есть еще hiidenkiuas - или "каменка" как в сауне, "очаг лешего" - это груды камней.

А также hiidenkivi - одинокие очень большие камни, странной формы или странно расположенные.
airenyere From: airenyere Date: May 30th, 2015 07:37 am (UTC) (Link)
И еще добавление: такие объекты, как у меня на фотке, есть в Финляндии в разных местах. Их десятки. И они могут располагаться как высоко на скалах, так и пониже.
wetfield From: wetfield Date: May 30th, 2015 08:03 am (UTC) (Link)
Интересно, когда прослеживаются такие аналогии у двух, казалось бы, не связанных между собою, языковых групп. Ведь хииси или иеси - почти что одно слово, немножко трансформированное, Адаригель.

Получается, "леший или "лесовик" был у всех народов, и именовался, прямо как Том Бомбадил, "Хозяином места". Да и Тома Томом назвали англосаксы, а истинное имя было Йарваин.
Спасибо за такое интересное перечисление имён духов мест.
airenyere From: airenyere Date: May 30th, 2015 11:30 am (UTC) (Link)
Вот, попыталась систематизировать все данные, которые изложила в комментариях: http://airenyere.livejournal.com/24187.html
wetfield From: wetfield Date: May 30th, 2015 06:20 pm (UTC) (Link)
Спасибо вам огромное, я сейчас только успела всё прочесть, и чуть позже отвечу, ладно? Там масса интересного, и я с удовольствием читала.
airenyere From: airenyere Date: May 30th, 2015 11:30 am (UTC) (Link)
Вот, попыталась систематизировать все данные, которые изложила в комментариях: http://airenyere.livejournal.com/24187.html
wetfield From: wetfield Date: June 1st, 2015 12:06 pm (UTC) (Link)
Да, я там вам кратенько написала ( ну, не столько кратенько, сколько скопировала вопрос своей подруги, а сама так предворила комментарием), но у меня у самой ещё ворох вопросов, и я их задам, конечно же.
airenyere From: airenyere Date: June 1st, 2015 07:21 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста задавайте :) На вопрос Уны Лан и Ваши комментарии я постаралась ответить в меру своих знаний и компетенции, но поскольку я не лингвист, не историк и т.п., на 100% научную достоверность не претендую :)
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 09:13 pm (UTC) (Link)


Вот, например, hiidenkirnu.
wetfield From: wetfield Date: May 29th, 2015 09:15 pm (UTC) (Link)
Действительно, что-то совершенно космическое! Это считали деянием эльфов или леших?
airenyere From: airenyere Date: May 29th, 2015 09:39 pm (UTC) (Link)
Это обычно приписывалось лешим - название hiidenkirnu (hiisi - hiiden) говорит само за себя.
livejournal From: livejournal Date: May 30th, 2015 10:57 am (UTC) (Link)

Эльфийские предания у финнов

Пользователь airenyere сослался на вашу запись в своей записи «Эльфийские предания у финнов» в контексте: [...] После размещения Мелиан поста про леших «Кем же были лешие» [...]
24 comments or Leave a comment