wetfield (wetfield) wrote,
wetfield
wetfield

Categories:

"Дикие лебеди": разбор сказки

Иногда я делаю разбор сказок ( доступных у меня по тегу "Сказка"), и вот теперь пришло время сказки Ганса Христиана Андерсена "Дикие лебеди" - помните Элизу и её 11 братьей-лебедей?
Спору нет, сказка замечательная, как и все сказки Андерсена, и очень любимая нашими советскими идеологами за идею "труд обрагораживает человека". Вообще, все сказки такого рода, где главная героиня трудится а-ля Золушка очень любили именно за эту мораль и всячески рекламировали, как идею трудиться во благо государства и человека ( и чукча даже видел этого человека:)) На деле - Элиза королевская дочь, и ей в страшном сне не пришло бы в голову трудиться ради труда. Эта сказка - об освобождении от злых чар посредством квеста девушки. Об этом и поговорим.




Вообще, напомню сюжетную линию: у короля 12 детей - 11 мальчиков-принцев и дочь Элиза. Он берёт в жёны мачеху, которая начинает ему наговаривать гадости про этих детей, да так, что "король и слышать про принцев не захотел", а дальше превращает принцев в диких лебедей и они улетают ( и папа, заметим, детей не ищет - он их видеть не хочет:)) Элизу мачеха отдаёт в крестьянскую семью(!) до совершеннолетия ( видимо, чтобы приучить к труду) и папа опять молчит, заметим. Когда же Элиза вырастает и является ко двору отца, мачеха сначала сажает на неё жаб, чтобы сделать её безобразной, а поскольку номер не проходит, она пачкает Элизу соком грецкого ореха и отец-король её не узнаёт.
Далее Элиза уходит из замка, отмывается от сока, находит братьев-лебедей ( они - лебеди только днём, ночью опять превращаются в принцев), и летит с ними в другую страну за морем. Ей снится фея, которая говорит, как расколдовать братьев - нужно сплести из крапивы 11 рубашек, размяв крапиву руками, и накинуть на братьев. Но, пока плетёшь, нужно одно условие: не произнести ни слова.
Элиза начинает плести, но тут в лес приезжает молодой король, влюбляется и берёт Элизу в жёны, она же не говорит ни слова, и лишь плетёт те рубахи. Крапиву, когда она кончается, можно достать лишь на кладбище, и Элизу обвиняют в колдовстве. Когда её везут на костёр, ей удаётся накинуть на лебедей рубахи, и чары с братьев падают, только младший любимый брат остаётся с крылом вместо руки - один рукав Элиза всё же не доплела:)

Вообще, сказка с самого начала поражает нелогичностями:
1. Что такого можно наговорить отцу про родных сыновей, что он настолько "не захочет их видеть", что не пожелает искать законных наследников государства?
2. Зачем мачехе борьба с Элизой, которая возвращается ко двору? Мачеха хочет остаться единственной наследницей трона и власти?
Попутно сразу же возникает вопрос - зачем мачеха это делает? Предполагается, что она расчищает дорогу к трону своему наследнику ( братья-лебеди улетели, а Элизу она отдала в крестьянскую семью...лишила прав на трон?), однако своего ребёнка у мачехи нет и в процессе сказки так и не появляется, даже когда Элиза вырастает. Давайте допустим, что на момент появления мачехи Элизе - 10 лет, и она младшая сестра, раз об её устранении мачеха сначала особо не заботится ( иначе тоже в лебедя превратила бы). Об этом косвенно говорит и тот факт, что на момент второго брака папы Элиза уже настолько большая, что они с братьями играют "в гостей" и просят у мачехи пирожные и печёные яблоки ( она даёт им взамен чашечку песку, как будто они сами его набрать не в состоянии). Тогда старшему принцу - 21 год ( если братья погодки) или чуть меньше, если братья близнецы. Тревога мачехи вполне оправдана, перед ней - готовый наследный принц и претендент на престол, и если не он, то любой его брат способен послужить ему заменой. Поэтому она и устраняет неугодных принцев, и тут же всплывает вопрос - а папе это разве тоже на руку? Или он надеется, что мачеха родит кого-нибудь?

Значит, когда Элизе минуло 15 лет и её отправили из крестьянского дома домой, с исчезновения братьев миновало 5 лет. Я уже не беру тот факт, что подумали крестьяне, когда получили на воспитание королевскую дочь и зачем это делалось. В сказках и мифах часто наличествует момент, что ребёнок королевского рода втайне воспитывается в другой семье, как это было с королём Артуром. Но-во-первых, не в крестьянской: это уж слишком большая сословная разница, во-вторых, с Артуром всё понятно, Утер умирает, Игрейн уходит в монастырь и ребёнка прячут от других претендентов на трон у соседнего графа, хотя даже и там странно, почему они не воспользовались властью регента при малолетнем сыне. Ну а здесь вовсе нонсенс: папа и мачеха живут во дворце, а у Элизы нет даже игрушек, и она играет у крестьянки с зелёными листьями. Получается, крестьянке этой они даже не приплатили, что ли?

Итак, Элиза возвращается ко двору, детей у мачехи своих нет, а превратить Элизу в лебедя она не может: отец желает время от времени видеть дочь. Видать, папа уже одумался и сообразил, что сразу 11 принцев он потерял, а от мачехи в смысле детей ему ничего не светит. Однако и тут сыновей своих король не ищет, хотя учитывая такое их количество, искать их было бы достаточно несложно. ТО ли уверен, что их уже нет в живых, то ли рассчитывает в смысле продолжения рода на Элизу.
 И тут начинается самое интересное - Элиза, судя по сказке, очень набожна, а мачеха пытается её заколдовать, обратить ко Злу. Первое испытание ждёт девушку в купальне: мачеха сажает на неё трёх жаб - на голову, лоб и сердце. Казалось бы, ну и что тут удивительного? Жаба - символ уродства, а мачеха хочет сделать падчерицу уродиной. Но есть и ещё одно значение этого символа: Например, считалось, что на гербе Сатаны размещено изображение трех жаб.

Как мы помним, стоило жабам коснуться Элизы, и они превратились в цветы - по одной версии, в розы, по другой - в маки. И опять же имеет место символизм: роза символизирует тайну ( а Элиза достаточно долго потом будет скитаться, и её королевское происхождение станет тайной), а красный мак - французы называют цветком ангелов и используют для  украшения церквей ( как противопоставление "символу дьявола") http://dovosm.ru/318029419-krasnyy-mak-simvol-pamyati/

Ну а о превращении жаб в цветы ( правда, не в маки, а в лилии) есть другая очень интересная легенда:
По преданию в Иль-де-Франс символом королевской власти стала лилия, остававшаяся традиционным знаком французской монархии до самой революции. Согласно легенде это произошло в лесу Марли, неподалеку от замка Монжуа, где любил останавливаться Хлодвиг. В один из приездов короля его супруга Клотильда, известная своей набожностью, обнаружила в лесу отшельника, жившего в полном уединении. Привлеченная простотой и святостью его жизни, королева нередко приходила к отшельнику для того, чтобы совершить совместную молитву и получить совет. В одну из таких встреч, Клотильде явился ангел и попросил её заменить изображение трех лягушек на гербе супруга изображением трех лилий, золотистые цветки которых сияли на равнине перед замком. Вняв просьбам ангела, Клотильда якобы убедила франкского короля изменить вид своего герба.
Основатель – Меровиг (448-458), потомок Хлогиона (Первым легендарным королем франков счиатеся Фарамон (420-428), именно у него встречаются в гербе три жабы, вероятно, тотемы языческого племени, пришедшего из заболоченных земель Восточной Европы. Эти жабы, приснившись королю Хлодвигу, превратились в золотые лилии – символ королевской власти Франции (позже их станет семь) .- https://otvet.mail.ru/question/59773126


Итак, здесь мы видим в сказке Андерсена отголоски древних легенд и средневековых преданий.
Мачеха же, не сумев извести Элизу, решила просто "очернить" девицу перед отцом: пока та спала, её тело было смазано соком грецкого ореха ( а он имеет свойство темнить кожу),  лицо - какой-то чёрной мазью, а волосы были спутаны. И  почему Элиза, проснувшись, не посмотрела перед визитом к папе в зеркало, для меня и сейчас вопрос вопросов:) То ли в замке не было зеркал совсем, то ли Элиза была страшной неряхой  - не умываясь и не причёсываясь, бежала за стол к отцу.
Но факт остаётся фактом - отец не узнал такую чернавку и девушка, обидевшись, ушла из дворца. И здесь, заметим. история повторяется: отец, потерявший уже 11 сыновей и не приобретший от мачехи наследника, не ищет "потерявшуюся" дочь.

А Элиза находит лесное озеро, купается в нём и принимает свой настоящий облик. Казалось бы: увидев, что её "очернили", а она отмылась и стала самой собой, она должна была бы вернуться к папе во дворец: теперь-то он её узнает. Но нет, девушка решает отправиться на поиски братьев. И, в отличие от ленивого папы,  сразу же выходит на их след.
Здесь, конечно, девушке помогает старушка, собирающая ягоды, которая впоследствии оказывается феей Фатой Морганой. Она говорит Элизе о лебедях в коронах, та идёт по их следам, выходит к морю, где братьев и встречает.  Братья ночью становятся людьми, днём летают лебедями, живут они в другой стране "за морем", куда перелетают через большое морское простанство, чтобы побыть на родине. Никому из них даже в голову не приходит сунуться в замок к папе: видать, прекрасно понимают, что это бессмысленно. Элизу братья решили взять с собой в другую страну, для этого плетут сеть, которую и  несут по воздуху.

Куда именно они держат путь, по сказке непонятно, однако по наличию в королевском дворе такого персонажа, как архиепископ, рискну предположить, что братья отправляются в Англию, и речь - об одном из английских королей Эдуардов и архиепископе Кентерберийском.  Да и в мульфильме изображено эдакое стилизованое Вестминстерское аббатсво:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=2p5xyfJKIqw
От Фата Морганы Элиза узнаёт, как расколдовать братьев: набрать крапивы, размять её голыми руками, сплести нитки, а из них сплести рубахи, которые нужно надеть на ледебей. Но - пока она работает, нельзя произносить ни слова ( вспомним древний обет молчания!), иначе братья погибнут.
Элиза набрала крапивы в лесу ( судя по всем европейским поверьям, крапива - самая колдовская, "ведьмина" трава), начала прясть из неё нитки и плести рубахи, а тут в лес приехал с охотой молодой король, влюбился в прекрасную девушку и увёз во дворец ( Вестминстерский), чтобы на ней жениться. Элиза не может заговорить с ним, она же расколдовывает братьев, но замуж за него выйти готова. По счастью, король прихватывает с собой рубашки братьев.
А дальше всё банально: у девушки кончилась крапива, она отправляется за ней ночью на кладбище, это видит архиепископ, который обвиняет её в колдовстве.  Шутка ли - королевская жена  идёт ночью на кладбище за "ведьминой" травой!
Ну и Элизу обвиняют в колдовстве и везут на костёр: король, который влюблён, "как пылкий дуралей", почему-то никак не защищает любимую.
Защищают её братья: они слетаются к телеге, в которой королеву везут на казнь, а поскольку рубашки с нею, она успевает набросить их на братьев. И хэппи-энд в сказке условный: братья опять становятся людьми, чары с них спадают, но у младшего вместо левой руки сохраняется крыло ( которое, надо думать, ночью будет становится опять рукой:)) Однако дело сделано, до костра не дошло,  обет молчания снят, и Элиза объявляет о своей невиновности. Король просит прощения у Элизы за свои подозрения, и дальше они ( как я поняла, вместе с братьями) живут все вместе в его дворце.

Сказка оставляет элемент недосказанности: а где же их собственный папа-король, где мачеха-ведьма? Они так и не узнают, что дети "хорошо устроились" за морем ( в Британии) и продолжили жить там? Почему ведьму-королеву не призовут к ответу и не заставят снять колдовство хотя бы с этого лебединого крылышка у младшего брата?
У Андерсена этот элемент - неувязки начала сказки к концом - сохраняется в очень многих историях. К примеру, в той же "Дюймовочке" девочка  также не возвращается к "маме" ( пусть хотя бы с женихом-цветочным эльфом)  и больше об этой маме не будет речи в этой сказке:  мама навсегда будет уверена, что Дюймовочку сдуло ветром или окном  невзначай прихлопнуло:)

Вот такой разбор у меня получился. Если народ научится видеть в сказках чуть больше, чем элементы советской морали "Слава Труду", я уже буду уверена, что я недаром набиваю тут буковки. А если в целом нужно сделать тут мой вывод, то отношеник к этой сказке у меня неоднозначное: с одной стороны - фея Фата Моргана посредством девушки Элизы выступает против ведьмы-королевы, чтобы снять её злые чары, с другой - что-то чрезвычайно глупые короли, что папа, что супруг...

Tags: Сказка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments